В 2024 году рынок корпоративных коммуникаций продолжил …
Сколько высококвалифицированных программистов можно готовить стране в год?
Анатолий Шалыто | 30.09.2009
В выступлении на Санкт-Петербургском научном форуме “Наука и общество. Информационные технологии. IV Петербургская встреча лауреатов Нобелевской премии” декан факультета информационных технологий и программирования СПбГУ ИТМО профессор В. Г. Парфенов (на основе опыта проведения олимпиад школьников по информатике и программированию и сдачи единых государственных экзаменов) сказал, что школу в один год в стране оканчивает всего 500—600 человек, талантливых в области естественных наук, и что именно эти молодые люди и могут (если мы их сохраним) составить научную и инженерную элиту России. После этого он сказал, что если в указанной ситуации в стране будет готовиться около 500 сильных программистов в год, то это будет значительным достижением.
Эти цифры вызвали недоумение академика РАН В. Б. Бетелина, который сказал, что при таком кадровом потенциале у нашей страны нет будущего, и что опыт Советского Союза свидетельствует о том, что талантов можно воспитать значительно больше.
При этом никто не обратил его внимания на то, что СССР с его 250-миллионным населением уже почти 20 лет как не существует. За это время многое изменилось и в экономике, и в культуре, и в образовании, и в науке, и в демографии …
Главное же, что за это время изменились сами молодые люди: у них, в частности, сформировались другие приоритеты в жизни (“физики” потерпели сокрушительное поражение от “лириков”, в качестве которых выступают экономисты и менеджеры).
Во всех развитых странах, в том числе и в России, происходят такие процессы, как общее падение интереса молодежи к занятиям точными науками, негативное воздействие на молодежь клиповой и интернет-культур, компьютерных игр, телевидения и т. д. Все это приводит к сдвигам в психике молодых людей, препятствующим их долговременной сосредоточенной умственной деятельности (так называемый синдром перманентного частичного внимания), и общее уменьшение желания молодых людей напряженно трудиться. “Отвращение к напряжению ума”, — как говорил французский геометр Госпар Монж, было характерно для людей всегда, но в настоящее время оно встречается почти повсеместно. “Не грузи мне мозг”, — это одно из наиболее часто повторяемых высказываний молодежи и не только.
“Уровень требований к подготовке в школе падает, а в вуз поступают все. Если раньше первокурсники показывали глубокие знания, то в этом году даже на мехмате и факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ 60% не справились с контрольной работой, аналогичной по сложности ЕГЭ” (Академик РАН В. А. Садовничий. Российская газета. 29.09.2009 г.)
После этих печальных результатов приведу еще несколько фактов, которые свидетельствуют о том, что В. Г. Парфенов был близок к истине.
Я спросил моего бывшего аспиранта Данила Шопырина, скольких сильных программистов можно подготовить в стране за один год. Он, не задумываясь, ответил — хорошо, если 500, а потом пояснил: “Несколько лет назад в Оренбурге, откуда я родом, готовили одного сильного программиста в год: сначала наш университет закончил Федор Шереметьев, потом был я, а в следующем выпуске был еще один сильный программист, фамилию которого я не помню. И это притом, что у нас программистов каждый год выпускалось несколько десятков”. При этом отмечу, что разница между сильными программистами и просто программистами бывает разительной, и я знаю компании в Санкт-Петербурге, которые принимают на работу одного из ста программистов, приходящих на собеседование.
Наш выпускник Олег Пестов, входивший в генерацию школьников, талантливых в области программирования, которые были воспитаны С. М. Окуловым в Вятке, несмотря на все наши уговоры остаться в Санкт-Петербурге вернулся в родной город для того, чтобы учить одаренных детей. Через год он сказал мне, что его энтузиазм значительно уменьшился, так как в Кировской области в то время было всего два одаренных в области программирования школьника.
Один из чемпионов мира по программированию рассказал мне, что когда он учился в школе, его мама — преподаватель информатики — учила их программированию, а теперь только учит, как пользоваться компьютером.
Спрашивается откуда возьмутся после окончания вузов высококвалифицированные программисты, если известно (Гладуэлл М. Гении. Почему одним все, а другим ничего? М: Альпина Бизнес Букс, 2009), что для того, чтобы добиться выдающихся результатов в любой области, кроме таланта и соответствующих условий, необходимо затратить на совершенствование мастерства не менее 10 000 часов, а это около трех часов в день в течение десяти лет!
Такое время можно набрать, если активно заниматься программированием пять—шесть лет в школе, а потом посвятить программированию (практическому и теоретическому) еще шесть лет в университете.
При этом отметим, что в настоящее время больших успехов в профессии добиваются многие победители студенческих олимпиад по программированию, так как они наряду с многолетним занятием программированием в школе (в основном в кружках и дома) и в университете, еще много лет усиленно тренируются. Тренировки позволяют существенно увеличить “время наработки на успех”.
Теперь от вопроса “создания” профессионалов в программировании, вновь вернемся к одаренным школьникам. Академик РАН К. Г. Скрябин сказал, что под его руководством в стране в несколько этапов был проведен мониторинг студентов, одаренных в области биологии. Их оказалось не сотни, а лишь около 40 человек. Еще меньше удалось найти талантливых школьников — всего 16.
Теперь подойдем к рассматриваемому вопросу с другой стороны. В стране 750 академиков РАН в возрасте 50—90 лет и около 1500 член-корреспондентов в возрасте от 45 до 85 лет. Это всего около 20 академиков и 40 член-корреспондентов одного года рождения по всем наукам!
В Санкт-Петербурге сегодня 7000 докторов наук в возрасте от 40 до 80 лет. Это меньше 20 докторов одного года рождения по всем наукам! Считается, что в Санкт-Петербурге проживает примерно 1/15 докторов наук России, поэтому число докторов наук одного года рождения по всем наукам в стране около 300 человек.
Таким образом, общее число ученых высшей квалификации одного года рождения по всем наукам в России около 360 человек!
Поэтому, если в стране удастся готовить в год хотя бы 500 сильных программистов, то это будет большим успехом.
Выдающихся специалистов, родившихся и работающих в своей стране, мало и во многих других странах. Так, например, в США число ученых со степенью, приехавших из других стран, в технических и компьютерных науках — 57% (Газета “Поиск”. 11.09.2009 г.). Исключение могут составить только две страны — Китай, а, со временем, и Индия, которые активно ведут подготовку специалистов высшей квалификации для своих стран, в том числе и в США.
В строительстве мы решили проблему людских ресурсов за счет привлечения кадров из дружественных нам республик бывшего СССР. Не исключено, что этим же путем следует идти, например, в программировании, привлекая наиболее одаренных в этой области молодых людей в Россию, по крайней мере, на время.
Ссылка на статью: [URL=http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=120289]Сколько высококвалифицированных программистов можно готовить стране в год?[/URL]
50 тысяч выпускников школ в 2009г. успешно сдали ЕГЭ по информатике и ИКТ и поступили в вузы РФ на компьютерные специальности. Для сдачи ЕГЭ по информатике и ИКТ и поступления в вузы необходимы знания алгоритмизации, логики и языков Бейсик и ППаскаль - что требуется для профессионального программирования и не изучается во многих вузах.
ВАК, проф.,док.комп.наук 08.10.2009 09:46:42
50 тысяч программистов в год - такого никогда не готовили в вузах России. А ЕГЭ и базовых учебниках информатики для вузов и школ помимо офисных пакетов изучаются основы профессиональных технологий программирования, математическая логика и техника анализа правильности алгоритмов и программ - основы доказательного программирования по Ершову-Каймину.
ВАК, проф.,док.комп.наук 08.10.2009 09:55:06
ЕГЭ-2010 по информатике и ИКТ практически совпадает с ЕГЭ-2009 и даст аналогичные результаты - поступление в вузы РФ не менее 50 тысяч выпускников школ, владеющих профессиональными основами и доказательными методами программирования по базовым учебникам информатики и программирования для вузов и школ.
ВАК, проф.,док.комп.наук 08.10.2009 10:02:49
Во времена Большой науки в СССР в год защищалось порядка 3 тыс. докторских диссертаций и более 30 тыс. - кандидатских, т.е. оценка по СССР неверна. Что касается нынешней ситуации, то здесь согласен с автором по цифре 500, но не согласен с тем, что она не может быть много выше. Проблема в том, что программиста высокого класса, как правило, нужно учить практически индивидуально. А для этого нет ни ресурсов, ни условий.
Эдуард Пройдаков 09.10.2009 01:33:47
Главная проблема в обучении программированию и подготовке программистов - обучение разработке алгоритмов и программ без ошибок. Составить программы с ошибками -любой дурак сумеет. Составление алгоритмов и программ без ошибок - это большая наука и искусство??? ВАКаймин,проф.,док.комп.наук, автор базовых учебников информатики для вузов и школ.
ВАК, проф.,док.комп.наук 10.10.2009 09:27:39
Некие "профессора" из МГУ и ЛГУ??? объявили своим студентам три аксиомы программирования: 1) программ без ошибок не бывает??? 2) программы без ошибок никому не нужны??? Все эти глупости противоречат Законам РФ "О защите прав потребителей" - любой товар с дефектами подлежит замене либо возмещению денежных затрат. Дефектное импортное ПО - на помойку??? ВАК,проф.,магистр права.
ВАК, проф.,док.комп.наук 10.10.2009 09:32:42
Альтернативная система аксиом по программированию (Дейкстра-Каймин): 1) число ошибок в программах заранее неизвестно?? 2) продолжительность отладки программ неизвестна??? 3) отсутствие ошибок гарантируют доказательства!!! Подробности по разработкам алгоритмов и программ с доказательствами правильности см. в базовых учебниках по информатике и программированию для вузов и школ: bak2.narod.ru/inform.html]Информатика в Школах и Вузах[/URL]
ВАК, проф.,док.комп.наук 10.10.2009 10:08:27
Технологии Доказательного Программирования - это технологии разработки программ без ошибок с полной отладкой и исчерпывающим анализом правильности алгоритмов и программ. Технологии Доказательного Программирования подробно с примерами доказательств правильности алгоритмов и программ для ЭВМ изложены в базовых учебниках информатики и программирования Каймина для вузов и школ: bak2.narod.ru/techprog.html]Технологии Доказательного Программирования[/URL]
ВАК, проф.,док.комп.наук 10.10.2009 10:14:38
Ой, не верю я вам, Владимир Адольфович! Ошибки в программах бывают, как известно, разных видов. Вы утверждаете, что ваша технология позволяет создавать программы без ошибок, ну а куда же вы денете ошибки в постановке задачи? Нам как-то один программист из Фрунзе писал программу планирования воздействия на биологически активные точки, чтобы привести организм человека в состояние гомеостаза. Так он полюбил эту свою программу, что даже уволился с работы, чтобы не отдавать её тексты заказчику. А в постановке задачи мы потом обнаружили ошибку и всю его правильную программу можно было только выкинуть в корзину. Второй сорт ошибок, которые трудно изничтожить, -- ошибки связанные с взаимодействием множества программных компонентов во времени. Я в ИНЭУМе нашёл такую ошибку в совершенно правильной программе, которую просмотрели десяток раз и долго не могли понять, в чём же дело. Оказалось, что поскольку она работала в системе реального времени, один из её запросов на ввод-вывод к ОС почему-то выполнялся быстрее другого более позднего запроса. Мы не рассмотрели также большой класс ошибок, возникающих из-за изменения среды исполнения. Достаточно? или ещё придумать? :)
Эдуард Пройдаков 13.10.2009 02:06:47
Уважаемый Элуард Влдимирович! Вы безусловно правы. Кроме ошибок в алгоритмах есть ошибки в методах решения и постановках задач. Далее при решении сложных задач и разработке сложных автоматизированных систем вырастает целая наука - инженерия программирования с обеспечением надежности и безопаснсти систем. Но в обучении студентов и высококлассых спер-программистов по любому нужно начинать с небольших и несложных задач, поднимаясь шаг за шагом по иерархии сложности. У нас весь комплекс называется - технологии доказательного программирвния - на нем "Буран" подняли в свое время. [URL=http://bak2.narod.ru/techprog.html]Технологии Доказательного Программирования[/URL] ВАКаймин, проф.. док.комп.наук WDU.
ВАК, проф.,док.комп.наук 13.10.2009 20:09:31
Насчёт "Бурана" могу рассказать, что в 1983--84 гг. я консультировал народ из НПО "Энергия" по некоторым вопросам разработки ПО для одной из бортовых систем и одноплатного компьютера. Было это, когда они еще писали программы на сделанном в Киеве языке "Пролог", который к настоящему Прологу отношения не имел, просто назывался одинаково. Там тогда ещё работала киевская команда. Потом их сменила команда из ИПМ, но если про провал киевлян более-менее известно, то про подробности успеха ИМП мало кто знает -- все молчат в тряпочку. По тогдашней обстановке, думаю, что им было не до доказательного программирования -- сроки горели. Я бы с удовольствием встретился с участниками той разработки, чтобы взять у них интервью. Заранее благодарен за контакты: мой адрес -- reddir@skgroup.ru.
Эдуард Пройдаков 14.10.2009 00:03:16
Должен опкчалить - проект ИПМ по языку Пролог тоже провалился. Интерпретатор Пролога ИПМ был сделан с болшим запазданием и не был внедрен в НПО "Энергия". Там были внедрены псевдокод в замен блок-схем и структурное проектирование тестов по Майерсу-Каймину с учебниками Каймина по чтруктурному проектировани алгоритмов ДИЛ - дикретной логики на структурном пседокоде. СМ. учебники Каймина по информатике и программированию. Все гениально - гениально просто. ВАКаймин, автор базовых учебников по информатике для вузов и школ.
ВАК, проф.,док.комп.наук 15.10.2009 19:07:51
ЕГЭ по информатике и ИКТ построено на тех же принципах, что и бортовое ПО космического проекта Буран. Требования ЕГЭ по информатике и ИКТ - алгоритмизация на псевдокоде (Ершол) + языки программирования Паскаль и Бейсик. Загляните в задачи и задания ЕГЭ по информатике и ИКТ - там лежат материалы базовых чебников информатики Каймина 1989г. ВАКаймин, проф.,док.комп.наук, автор базовых учебников по информатике и программированию для вузов и школ.
ВАК, проф.,док.комп.наук 15.10.2009 19:14:19
Позвольте вам не поверить! ИПМ никакого Пролога там, насколько я понимаю, вообще не писал. Киевский Пролог - простой табличный язык для задач телеметрии, а не управления. Он был, как помнится, сделан, но там возникли чисто технические трудности - разработчики не знали формата объектного файла ЕС ЭВМ и потому они транслировали программу в ассемблерный текст ЕС-ки, а потом шло обычное ассемблирование, а ещё они не разбили свой компилятор на оверлеи из-за чего тогда были некие проблемы с памятью. Сейчас жалею, чти описание этого языка себе не оставил. :) ИПМ же очень небольшой командой блестяще сделал именно задачи управления. Про принципы ЕГ лапшу вешать тоже не надо. Не поленитесь, пришлите мне для разбора несколько вариантов, а то в том, что я видел на каком-то питерском сайте, было три смысловых ошибки. (Как-то ко мне в ИПУ пришёл один завлаб из отраслевого института и хвастался, что в его системе нет ошибок. Я предложил ему найти парочку. Тот согласился и исчез навсегда. Наверное, до сих пор баги ловит. :)
Эдуард Пройдаков 16.10.2009 02:20:15
То про Фому - ИПМ, то про Ерему, то про ЕГЭ и ошибки в материалах ЕГЭ. опубликованных на Педсовете??? Эти вопросы к кому -об ошибках в материалах ЕГЭ??? Материалы к ЕГЭ по информатике с ошибками написал Кириенко из ФИПИ -института ПедИзмерений. Ошибок много и Кириенко честно признается, что писать алгоритмы и программы без ошибок не умеет??? Вот и юоьев день - главный методист ФиПи не умеет писать программ без ошибок??? а всю страну засыпать задачами и заданиями с алгоритмическими ошибками??? К нему нужно обращаться за материалами и вопросами. Но он сам никаких материалов нигде не публикует??? Это дурдом??? ВАК,проф..,док.комп.наук.
ВАК,проф.,док.комп.наук 18.10.2009 21:17:39
Совершенно не согласен с первой вашей тезой -- эти темы у нас естественным образом взаимосвязаны. Просто ваше восхваление ЕГЭ заставило моё внутренние чувство справедливости подпрыгивать от гнева и возмущения! После ряда итераций мы наконец более менее прояснили этот вопрос. Бум надеяться, что назначенная Медведевым комиссия по доработке ЕГЭ выдаст свои объективные рекомендации (если только они не наберут в неё всё ту же команду экспертов :). Что до ИПМ, то здесь я вам глубоко благодарен, так как теперь чётко понял, что эта история требует исследования.
Эдуард Пройдаков 18.10.2009 23:57:27
И Анатолий Абрамович и Владимир Глебович, абсолютно правы во всем. Может быть цифра 500 слегка преувеличена. Если один из ежегодного выпуска студентов тянет на профессионала, то это хорошо. Общество заражено вирусом потребления во всем, в частности, в интеллектуальной деятельности.Заболевание нарастает по экспоненте. Грустно, когда на самом высоком уровне заявляют, что школа должна готовить грамотного потребителя современных технологий. Куда дальше?
Окулов С. М. 27.10.2009 07:59:29
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.