Корпорация HP в последние годы ускоренными темпами расширяет спектр программных решений, постепенно смещая вектор своей деятельности в сторону оптимизации использования имеющейся у заказчиков ИТ-инфраструктуры и улучшения взаимодействия ИТ с бизнесом. Нынешней весной компания в очередной раз скорректировала софтверную стратегию, представив новую компоновку своего ПО с учетом сделанных ранее приобретений. Об этом варианте портфеля под названием HP Software & Solutions (HP S&S) на прошедшей в сентябре в Москве конференции Программные миры HP ‘2009 рассказал вице-президент НР, директор департамента программных решений НР ЕМЕА Стин Ломхольт-Томсен. О различных аспектах работы HP на софтверном рынке с ним беседовал обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.
PC Week: Мировая экономика, а вместе с ней и ИТ-отрасль пережили тяжелый кризисный год. Можете ли вы сказать, в том числе на примере софтверного бизнеса HP, как вам видится ситуация на российском рынке по сравнению с Европой?
Стин Ломхольт-Томсен: Прежде всего нужно отметить, что положение на ИТ-рынке в решающей степени зависит от экономики страны в целом. При этом хотелось бы подчеркнуть, что Европа тоже является весьма разнородным регионом: в разных странах кризис протекал различным образом, затрагивая разные вертикальные отрасли. Например, в Германии сильные потери понесла автомобильная промышленность, и именно она оказалась в центре внимания властей. В других странах — например, в Великобритании, Франции — правительства продолжали вкладывать средства в развитие ИТ-инфраструктуры в целом. Что касается России, то здесь мы, к сожалению, наблюдали очень резкое снижение инвестиций в ИТ как в государственном, так и в корпоративном секторах.
PC Week: Сейчас в прогнозах экономистов появились оптимистичные высказывания о том, что дно кризиса уже пройдено и впереди нас ожидают более светлые времена. Вы согласны с такими оценками, в том числе в отношении ИТ-рынка?
С. Л.-Т.: Действительно, можно говорить о том, что самые черные времена для мировой экономики миновали. Мы делаем такие суждения на основе собственного опыта общения с нашими заказчиками и партнерами. Но ожидать стремительного подъема рынка не приходится — скорее нас ждёт постепенный рост, мы это увидим в следующем году. При этом нужно иметь в виду следующее: многие заказчики — особенно в России — в качестве первоочередного шага сокращения затрат фактически заморозили инвестиции в ИТ, и, боюсь, увеличивать финансирование ИТ они начнут в последнюю очередь. На примере HP могу сказать, что заказчики не спешат начинать новые проекты или продолжать выполнение прерванных. Они не отказываются от них, но пока откладывают такие работы на более поздние сроки. В этой ситуации мы одну из главных своих задач видим в том, чтобы помочь нашим заказчикам, в первую очередь ИТ-департаментам, в обосновании ИТ-проектов перед высшим руководством компаний.
PC Week: Давайте посмотрим бизнес HP в другом разрезе: как показало себя в этих непростых условиях софтверное направление компании по сравнению с другими ее подразделениями?
С. Л.-Т.: Наверное, главным итогом развития подразделения HP Software в последние годы стало то, что оно из вспомогательной структуры превратилось в самостоятельный, причем рентабельный бизнес. Кризис стал серьезным испытанием на прочность, и могу ответственно сказать, что мы его с честью выдержали. Во многом это объясняется тем, что мы успели сформировать очень представительный портфель программных продуктов, которые могут реально помочь компаниям в повышении эффективности не только использования ИТ, но и бизнеса предприятия в целом. Важно, что набор нашего ПО вышел на новый уровень решаемых задач; опираясь на него, ИТ-директор может очень конкретно и аргументированно показать влияние того или иного программного решения или ИТ-проекта на конечный бизнес-результат.
В ряду последних приобретений HP нужно особо отметить покупку в 2008 году компании EDS, которая имеет очень сильные позиции в сфере услуг, что дало нам огромную базу корпоративных клиентов, через которую можно продвигать наши аппаратные и программные средства. Кстати, после этой сделки HP безоговорочно стала крупнейшей ИТ-компанией в мире*.
PC Week: Мы знаем, что продвижение новых направлений в России западные компании начинают с запаздыванием по сравнению с США и Европой. Что происходит с работой подразделения HP-EDS в нашей стране?
С. Л.-Т.: Любая покупка нового бизнеса — это довольно сложный процесс по интеграции приобретения в общую структуру корпорации. В случае с EDS всё идет очень хорошо, мы даже несколько опережаем ранее намеченный график ее объединения с другими подразделениями. В 2010 году именно EDS должна стать одним из главных двигателей всего бизнеса корпорации.
PC Week: EDS будет оставаться самостоятельным подразделением или войдет в конечном итоге в консалтинговое направление HP?
С. Л.-Т.: Оно будет работать как отдельный департамент**. Но тут я хочу обратить внимание на то, что наше подразделение HP Software имеет в своем составе собственные структуры по предоставлению технических и консалтинговых услуг, в том числе по управлению проектами и разработке архитектуры систем.
PC Week: А что вы можете сказать о реализации объявленного еще три года назад курса на повышение эффективности уже используемых заказчиками ИТ-ресурсов?
С. Л.-Т.: Наш лозунг Business Technology Optimization [BTO, оптимизация бизнес-технологий] полностью сохраняет свою силу. Отмечу, что интеграция нашего традиционного семейства OpenView с ПО приобретенной в 2006 году компании Mercury прошла очень успешно, и нынешний кризис подтвердил правильность сделанных нами тогда инвестиций. Оптимизация существующей ИТ-инфраструктуры, включая используемые бизнес-приложения, стала особенно востребованной в условиях сокращения ИТ-бюджетов предприятий.
PC Week: Мы видим повышение активности HP в области управления виртуальными средами. Что вы можете сказать о планах вашей работы в этом направлении?
С. Л.-Т.: Виртуализация и переход к облачной модели вычислений — одна из главных тенденций развития ИТ-отрасли. Мы уже давно уделяли этому направлению большое внимание и намерены еще больше усилить работу в данной сфере. Тем более, что мы уверены, что сможем закрепить свои лидирующие позиции в области управления виртуальными системами.
Одна из главных задач в области ИТ-управления для заказчиков — это минимизация числа вендоров. Сейчас данный вопрос является очень актуальным для виртуальных сред, расширение применения которых многими предприятиями шло довольно хаотично. Сейчас им нужно решать вопросы унификации управления, и тут нам есть что предложить им: мы уже сейчас имеем в своем арсенале законченный набор всех необходимых средств.
PC Week: Как вы оцениваете готовность российских заказчиков к применению ваших инструментов в области управления виртуальными системами?
С. Л.-Т.: Мы видим тут огромный прогресс. Еще год назад многие клиенты относились к виртуализации довольно настороженно, а сейчас использование данных технологий стало обычным делом. Уже не стоит вопрос, применять виртуализацию или нет. Сегодня проблема в другом — как повысить эффективность ее использования, снизить затраты на управление и т. д. То есть как раз сейчас заказчики созрели для работы с нашими решениями. При этом я хочу подчеркнуть, что мы предлагаем клиентам не просто набор программных средств, но и методические ресурсы по их оптимальному применению, а также технические и консультационные услуги со своей стороны.
PC Week: Хорошо известно, что стратегия HP всегда подразумевала нацеленность на работу с крупными и очень крупными клиентами. Но, может быть, в новых экономических условиях корпорация опустит планку своих потенциальных заказчиков и будет уделять внимание также средним или даже малым предприятиям?
С. Л.-Т.: Все же я не могу согласиться, что мы не работаем с сегментом СМБ, у нас есть предложения для таких компаний, хотя и не очень много. Но мы намерены повысить активность в этом направлении, в частности в отношении организацией среднего размера. Однако я хотел бы подчеркнуть, что здесь требуется не только наличие собственно продуктов, но и использование других бизнес-моделей, методов работы на рынке. Могу сказать, что в следующем году вы станете свидетелем наших шагов по освоению новых категорий клиентов.
PC Week: Говоря о новых направлениях работы HP Software, не стоит забывать о ваших традиционных решениях. Насколько мне известно, самым популярным вашим программным продуктом в России является HP Service Desk. И на прошлогодней конференции в Москве одним из наиболее актуальных вопросом был переход ваших заказчиков на новое решение HP Service Manager 7.0. Удалось ли вам за прошедший год убедить клиентов в пользе такой миграции?
С. Л.-Т.: Вы правы в своих оценках размера инсталлированной базы HP Service Desk в России. Действительно, были определенные технические проблемы перехода на новый вариант ПО, но мы за последний год проделали большую работу, чтобы решить их с помощью дополнительных программных инструментов и разработанных нами рекомендаций. В рамках нынешней конференции я уже встретился с рядом наших крупных заказчиков, в том числе мы обсуждали и вопросы их перехода на Service Manager, который мы теперь называем Service Management Center. В некоторых докладах уже представлен реальный опыт выполнения таких проектов, на примере которых видно, как можно делать переход и какой эффект получает от этого предприятие. Мне кажется, что накал проблемы с заменой Service Desk сейчас уже не столь высок. При этом многие наши заказчики уже четко понимают, что использование Service Management Center позволяет выйти на качественно новый уровень управления ИТ-услугами, что дает весьма ощутимый результат с точки зрения бизнеса.
Отмечу также, что на нынешней конференции мы впервые представили в России нашу концепцию финансового управления информационной инфраструктурой — группу продуктов семейства IT Financial Management (ITFM). Их применение особенно важно для собственников, акционеров и топ-менеджеров, поскольку эти решения позволяют оценивать эффективность использования ИТ-ресурсов с точки зрения высшего руководства.
PC Week: Во время всплеска активности приобретений компаний на софтверном рынке года три назад многие эксперты говорили о том, что HP может двинуться в направлении расширения своего присутствия на рынке бизнес-приложений. Тогда эти ожидания не оправдались. Но, может быть, сейчас HP попробует начать осваивать этот важный сегмент?
С. Л.-Т.: Деловые приложения — это очень интересная сфера для нашей компании, и мы уже движемся в эту сторону. Раз мы говорим о нашем стремлении стать ближе к бизнес-заказчикам, то мы должны помогать им решать задачи управления информацией, анализа данных и т. д. И хорошая новость заключается в том, что у нас уже есть подобные продукты. В частности, нужно сказать о платформе HP NeoView, которая представляет собой мощное средство бизнес-аналитики, ориентированное на управление данными в сфере здравоохранения.
PC Week: Но пока мы не видим вашей решимости продвигать подобные решения в России.
С. Л.-Т.: Это лишь небольшая задержка во времени. Именно сейчас наступает тот момент, когда мы будем расширять свою софтверную деятельность в вашей стране. Продвижение средств управления информацией, в том числе HP NeoView, становится здесь одним из приоритетных.
PC Week: Спасибо за беседу.
*По итогам 2008 года суммарные доходы HP и EDS составили 118,4 млрд. долл. — Прим. ред.
**Уже после этой беседы стало известно о том, что подразделение EDS получило название HP Enterprise Services. — Прим. ред.