Как это ни странно, но нетбуки остаются единственным типом мобильного “железа”, в сегменте которого во втором квартале нынешнего года наблюдалось увеличение продаж. Судя по данным Digitimes, в первом квартале продажи составили 2,24 млрд. долл., а во втором они были уже чуть больше 3,07 млрд. долл.
Правда, цены на эти устройства падают — в среднем на 30% за полгода (см. таблицу). Сейчас средняя стоимость нетбука составляет 361 долл., что делает эти продукты привлекательными для покупателей, ищущих второй ПК, которым нужны только самые основные функции для работы в Интернете. Для сравнения: ноутбуки, служащие заменой настольным компьютерам, стали покупать на 6% реже. А всего рынок ноутбуков (за вычетом нетбуков) упал аж на 14%.
Кроме того, в этом сегменте, как нигде, активно доминируют небольшие компании из Юго-Восточной Азии, не имеющие собственных брендов: покупателям, по сути, все равно кому платить за “печатную машинку” или устройство доступа в Сеть. Поэтому вездесущие китайцы выпускают клоны известных моделей, адаптируют снятые с производства варианты мобильной техники (к примеру, умельцы добрались до снятой с производства серии Sony Vaio TT, сделав из ультрапортативного бизнес-ноутбука самый что ни на есть нетбук за 300 долл.), а также выпускают ультрадешевые решения (к примеру, цена за 7-дюймовую модель производства Sungworld на базе процессора Via может быть всего 80—90 долл.). Кроме того, два крупнейших OEM-производителя ноутбуков — Quanta Computer и Compal Electronics — совсем скоро сравняются по количеству поставок нетбуков на мировой рынок. Если в 2008 г. разница в объеме их отгрузок составляла 10 миллионов единиц, то уже в текущем она сократится до 1 млн.: по плану производители отгрузят 36 и 35 млн. компьютеров соответственно. Причиной столь высокого подъема Compal стало резкое увеличение заказов на производство нетбуков со стороны Acer и Toshiba.
Несмотря на попытки отдельных производителей комплектовать нетбуки двумя мобильными процессорами, приводами DVD и Blu-Ray, мощными видеокартами и сенсорным дисплеем с поворотным механизмом, это не особенно интересует пользователей — в данной категории устройств им нужны исключительно простые и доступные по цене компьютеры с ограниченным функционалом.
Серьезно занялись нетбуками и операторы связи. Это было заметно и раньше, но сейчас позиционирование таких моделей изменилось. Их реализуют как “устройство доступа в Интернет”, обычно со встроенными модемами для работы со скоростными беспроводными сетями по цене не больше 500 долл. Часто операторы или специально созданные производителями чипов фонды дотируют не всю технику, а только стоимость мобильных модемов, чтобы цена таких устройств с расширенным функционалом оставалась на невысоком уровне. Подобное “железо” стало настолько популярным, что на него переходят учебные заведения разного уровня — от школ и колледжей до вузов, где студенты получают нетбуки в обязательном порядке для повышения качества учебного процесса.
Сегмент | II кв. 2008г. | I кв. 2009г. | II кв. 2009г. | Изменение за год |
---|---|---|---|---|
Нетбуки | 506 | 373 | 361 | -29% |
Ноутбуки | 867 | 775 | 781 | -10% |
Все портативные ПК | 849 | 704 | 688 | -19% |
Источник: Digitimes, октябрь 2009.