Со времени утверждения приоритетного национального проекта “Образование” прошло уже без малого четыре года, и можно констатировать, что в эту сферу государством были вложены немалые средства. Несмотря на кризис, финансирование нацпроекта продолжилось и в нынешнем году — согласно официальным данным, в 2009 г. на предусмотренные проектом цели должно быть потрачено в общей сложности 33,197 млрд. руб. только федеральных средств, из которых 5,25 млрд. руб. выделено на внедрение комплексных проектов модернизации образования. Таким образом, можно говорить о том, что по большому счету сферу образования кризис обошел стороной, обусловив тем самым повышенный интерес к ней со стороны ИТ-компаний, привлекаемых для выполнения проектов по внедрению ИТ в образовательных учреждениях (ОУ). На данный момент весьма трудно оценить, сколько таких проектов было выполнено за последние годы и сколько средств на это затрачено, но с учетом выполнения программы интернетизации общеобразовательных школ и многомиллиардной программы поддержки инновационных образовательных программ вузов (гранты под такие программы получили к настоящему времени 57 высших учебных заведений) ясно, что речь идет о больших цифрах.
Совершенно очевидно, что работа по информатизации образовательных учреждений и внедрению здесь современных ИТ-средств предстоит еще большая. Вместе с тем интересно как-то оценить результаты предшествующих усилий. С этой целью редакция PC Week/RE обратилась к нашим постоянным читателям из сферы образования с просьбой ответить на ряд вопросов, а также пригласила к обсуждению некоторых вопросов представителей компаний “АйТи” и “ДеЛайт2000”, уделяющих значительное внимание проектам в образовательной сфере. На нашу анкету откликнулись сотрудники 95 учебных заведений, в том числе вузов (68,4%), общеобразовательных школ (11,6%), учреждений начального и среднего профобразования (11,6%), а также учебных центров повышения квалификации и сертификации специалистов (8,4%). Подобный расклад в значительной мере предопределен спецификой нашего издания, так что полученные данные в большей мере относятся к высшей школе. Кроме того, можно предположить, что на наше приглашение в первую очередь откликнулись представители учреждений, активно внедряющих ИТ или всерьез думающих об этом, так что полученные оценки могут несколько приукрасить реальную картину. И все же…
Сдвиги есть, нужно продолжать работу
Пожалуй, первый и главный вывод, который можно сделать по результатам нашего опроса, заключается в том, что в сфере информатизации образовательных учреждений (по крайней мере вузов) произошел заметный даже изнутри серьезный сдвиг: более половины респондентов (51,6%) заявили, что их учебные заведения достигли значительных успехов на этом поприще, и еще 23,2% активно к этому стремятся. В нашем понимании это означает, что безотносительно эффективности использования выделенных государством и дополнительно привлеченных средств работа проделана значительная и небесполезная, но сделать еще предстоит гораздо больше, ведь и те, кто уже почувствовал вкус к ИТ, вряд ли остановятся на достигнутом — аппетит, как известно, приходит во время еды. Косвенно это подтверждает и Михаил Петров, генеральный директор компании “ДеЛайт 2000”: “Мы видим, что уровень сложности востребованных в системе образования технических решений постоянно растет. Если раньше, например, достаточно было одного проектора и экрана, то сегодня требуются серьезные интерактивные мультиэкранные аудиовизуальные комплексы, системы видеоконференцсвязи, средства протоколирования и архивирования лекций и семинарских занятий и т. д. Наиболее передовые преподаватели уже следят за новыми разработками и говорят с нами, системными интеграторами, на одном языке”.
Приоритет — учебному процессу
Второй важный вывод заключается в следующем: задачи автоматизации административно-хозяйственной деятельности, хотя и занимают важное место в перечне приоритетов образовательных учреждений, всё же отодвигаются сегодня на второй план, уступая первенство задачам совершенствования учебного процесса для повышения качества образования, то есть достижению главной обозначенной в нацпроекте цели. Только 7,4% респондентов сообщили, что ИТ-средств у них недостаточно и они не играют роли в учебном процессе. Вместе с тем именно на этом поприще ИТ дают, по мнению наших респондентов, наибольший эффект. К тому же, судя по всему, в учебных заведениях начали понимать, сколь важную роль ИТ могут сыграть и в развитии их основной деятельности, в частности, для привлечения внимания студентов (67,4%), а также для организации дистанционного обучения (60%) и проведения научных исследований (48,4%).
Примечательно также, что задаче “удовлетворения требований управляющих органов образования” по результатам опроса был отдан последний приоритет, и все же процент указавших на нее респондентов оказался довольно высок (41,1%). Таким образом, можно констатировать, что инициированный (или активно поддержанный) государством процесс информатизации сферы образования в целом сегодня идет, как говоритсчя, не из-под палки, что, безусловно, положительное явление. Но и контролирующие органы, похоже, не бездействуют, что тоже неплохо: армейский принцип “не можешь — поможем, не хочешь — заставим” не раз доказывал свою эффективность, и в данном случае, хочется надеяться, поможет не допустить слишком большого отставания аутсайдеров на поле информатизации от передовиков.
Проблемы и решения
В целом ситуацию с информатизацией образовательных учреждений сегодня, видимо, можно осторожно охарактеризовать как обнадеживающую в том смысле, что процесс развивается в правильном направлении. Вместе с тем гораздо важнее понять, что мешает этому процессу развиваться быстрее. Надо сказать, что ответы респондентов тут ничего нового для нас не открыли. Если с ИТ-оснащением дело уже обстоит сравнительно неплохо, то с методиками и образовательным контентом, необходимыми для эффективного использования ИТ в учебном процессе, гораздо хуже. По мнению наших респондентов, их недостаток — основной сдерживающий фактор. Но это уже вопрос не столько к ИТ-компаниям, сколько к органам образования и самим преподавателям — кому как не им решать эту проблему.
Кроме того, почти половина принявших участие в опросе отметили слабую ИТ-подготовку сотрудников ОУ и малое количество на рынке ИТ-продуктов, “заточенных” именно под задачи учебных заведений. Последнее обстоятельство в принципе объяснимо. “Рынок ИТ для образовательных учреждений сильно сегментирован, — поясняет Дмитрий Смирнов, руководитель отдела по развитию бизнеса с государственным сектором компании “АйТи”. — Школы, училища и вузы изначально решают разные задачи в образовании, а значит, и ИТ-продукты им необходимы порой принципиально разные”. К тому же при разработке таких решений, как отмечает Михаил Петров, производителям приходится учитывать специфику образовательного сегмента: “Преподавательский состав учебных заведений довольно часто меняется, и каждый новый сотрудник должен быстро включиться в учебный процесс. Поэтому главные требования к ИТ-решениям для образования — это простота использования не в ущерб функциональности и соответствие требованиям органов сертификации. А если говорить об аппаратных комплексах, то они должны иметь еще и вандалоустойчивое исполнение”. В любом случае вопрос насыщения рынка специализированными максимально адаптированными для использования в образовании ИТ-продуктами тесно увязан с развитием самого рынка. Ведь даже выполнение локализации и сертификации уже разработанных и используемых в других странах решений является экономически оправданным только при наличии достаточного спроса.
Что касается ИТ-подготовки преподавателей, то это, видимо, вопрос желания (возможностей для повышения квалификации сегодня немало), времени и, видимо, в не меньшей степени привлечения в систему образования молодых кадров. Но вопрос действительно серьезный, и от его решения во многом зависит, удастся ли трансформировать сложившиеся в образовательной сфере стереотипы. “Наверное, самое сложное для нас сегодня — внедрение в учебный процесс новых систем (например, дистанционного обучения), которые серьезно изменяют сложившиеся за десятилетия методы работы преподавателей, их взаимодействия с учащимися, — считает Дмитрий Смирнов. — Поэтому при реализации проектов приходится уделять больше внимания не только обучению ИТ-сотрудников, но и работе с администрацией и профессорско-преподавательским составом учебных заведений”. Консерватизм руководителей образовательных учреждений и преподавателей старой закалки и, как следствие, недостаточную их заинтересованность в новых технологиях отмечает и Михаил Петров. Кроме того, оба эксперта указали также на проблему нехватки финансовых средств на информатизацию у многих образовательных учреждений. Очевидно, в первую очередь это относится к общеобразовательным школам и профессиональным училищам, так что выдвинутая недавно Президентом РФ инициатива “Наша новая школа” будет очень кстати. Вместе с тем Михаил Петров указывает и на существующие проблемы в организации финансовых отношений между поставщиками ИТ и образовательными учреждениями: “При постфактной оплате произведенных поставок и предоставленных услуг существенно повышаются риски ИТ-компаний, что действительно может быть сдерживающим фактором для выполнения крупных проектов (стоимостью более 5 млн. руб.). А при стоимости контракта менее 100 тыс. руб. длительные задержки в перечислении средств фактически съедают прибыль исполнителя. Низким установлен порог на стоимость приобретения (100 тыс. руб.), при превышении которого учебное заведение вынуждено объявить конкурс. В результате время выбора решения затягивается, а участникам конкурса приходится нести затраты на подготовительную работу без гарантии выигрыша”.
С точки зрения наших экспертов из ИТ-отрасли, наиболее эффективный способ ускорить процессы внедрения современных технологий в образование — это формирование и затем выполнение целенаправленных программ при поддержке государства. На необходимость финансовой поддержки государства указало и подавляющее большинство участников опроса (84,2%). Но даже большую роль в достижении результата, по их мнению, может сыграть эффективное стимулирование преподавателей, стремящихся использовать ИТ-средства. На это указали 87,4% респондентов. Значительный эффект, считает более половины наших респондентов (52,6%), дало бы и общее омоложение преподавательского состава. Вот только решить эту задачу, наверное, будет посложнее, чем выстроить эффективную систему мотивации преподавателей. Молодые, талантливые и инициативные нужны не только в образовании.