Когда ИТ-подразделениям приходится сокращать затраты, часто в первую очередь страдают программы обучения и тренинга сотрудников. При этом ставится цель снизить расходы, но может оказаться подорванной способность информационной службы использовать новейшие достижения, позволяющие компании сохранять конкурентоспособность. Кроме того, тренинги — эффективное средство показать сотрудникам, что их ценят. А это важно для удержания кадров.
Ниже приводятся некоторые рекомендации по повышению квалификации персонала в условиях жесткой экономии.
1. Воспользоваться средствами дистанционного обучения — это логично. Дистанционное обучение становится все более популярным и доступным, поэтому имеет смысл использовать данный инструмент для повышения квалификации ИТ-специалистов, тем более что в таком случае они находятся в привычной для них среде. При этом они могут обучаться по индивидуальным программам, которые сами для себя выберут.
2. Иногда лучше использовать аудиторные занятия. Несмотря на все плюсы дистанционного обучения, в некоторых случаях оно не может заменить непосредственный контакт с преподавателями. Учтите, что вам необязательно привлекать их со стороны. Менеджеры, работающие в вашей компании, консультанты по ИТ или недавно вышедшие на пенсию сотрудники могут стать прекрасными кандидатами на эту роль.
3. Используйте внутренние резервы. Наставничество представляет собой еще один удобный и вполне оправдывающий себя способ стимулировать обмен опытом между сотрудниками и растить будущих руководителей ИТ-подразделения. Оно может служить дополнением к онлайновым и аудиторным занятиям или самостоятельным видом повышения квалификации по определенной теме.
4. Создайте условия для учебы. Не рассчитывайте, что сотрудники займутся повышением квалификации в нерабочее время. Будьте готовы при необходимости внести изменения в график работы или перераспределить нагрузку. Кроме того, когда появятся свободные средства, подумайте о том, чтобы вознаградить прошедших обучение работников. В докладе “Динамика рабочей силы и ожидания роста в 2009 г.” (2009 Employment Dynamics and Growth Expectations, EDGE), подготовленном компаниями Robert Half International и CareerBuilder, говорится, что 61% опрошенных надеется после наступления оживления в экономике в первую очередь на компенсацию затрат на обучение или частичное покрытие расходов на повышение квалификации со стороны работодателей.
Несомненно, многие руководители ИТ-подразделений понимают, что повышение квалификации не просто ведет к расширению круга знаний сотрудников, но и позволяет удержать лучших из них. Когда мы предложили этим руководителям перечислить наиболее эффективные методы борьбы с текучестью кадров, 21% назвал обучение или повышение квалификации.