В наше стране появилась еще одно отраслевое ИТ-сообщество — ассоциация разработчиков программных продуктов (АРПП) “Отечественный софт”. Об этом было объявлено в Москве 20 октября представительной командой учредителей этого общественного объединения, которое на сегодня насчитывает уже 17 российских софтверных компаний: “1C”, ABBYY, “Альт-Линукс”, “Аскон”, “Битрикс”, “Бука”, “Диасофт”, “Доктор Веб”, ИНПАС, “ИнфоВотч”, “Лаборатория Касперского”, “Пингвин софтвер”, “Прогноз”, ПРОМТ, “Спирит”, “Хронобус” и “Центр финансовых технологий”.
Цели АРПП были формулированы в достаточно общих чертах — взаимодействие с властными структурами для обеспечения поддержки со стороны государства развития отечественной индустрии ПО. Для подтверждения актуальности такой задачи был приведен тезис о том, что производство тиражного программного обеспечения может и должно стать локомотивом модернизации экономики страны, перевода ее на инновационные рельсы. Говорилось также о важности развития именно российской составляющей отрасли, имея в виду вопросы информационной безопасности страны.
Стремление софтверной отрасли бороться за свои права с целью повышения своего рейтинга в экономике страны, а также желание принять активное участие в деле построения инновационного общества можно только приветствовать. Такие намерения представляются тем более актуальными, поскольку мы видим, что, несмотря на многочисленные разговоры о важности софтверной индустрии, ведущиеся с начала нынешнего века, особых прорывов, в том числе по выходу на мировой рынок, пока явно не наблюдается. И в этом плане надо только пожелать успехов АРПП в реализации декларируемых ею намерений.
Конечно, оценить реальность данного проекта можно будет только некоторое время спустя на основе каких-то конкретных результатов. Но тем не менее сейчас нужно обратить внимание на очень серьезные вопросы, которые пока не получили ясного освещения.
Прежде всего, нужно напомнить, что это далеко не первая ИТ-ассоциация в России. Уже много лет (почти все — с начала десятилетия) действуют такие сообщества, как АПКИТ (Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий), РУССОФТ (Ассоциация российских разработчиков ПО), ISDEF (Ассоциация независимых разработчиков программных продуктов), НП ППП (Некоммерческое партнерство поставщиков программных продуктов).
Да, цели и задачи этих организаций различаются. Но у них есть одно общее: все они в качестве ключевой задачи говорят о борьбе за развитие российской ИТ-отрасли и о работе с властными структурами в рамках такого “сражения”. Конечно, можно по-разному оценивать итоги реализации этих намерений, но все же возникает вопрос: способно ли придать силы общественному ИТ-движению появление еще одного альянса?
Как понятно из самого названия АРПП (программные документы новой ассоциации еще не разработаны), он будет объединять именно отечественные компании и именно разработчиков программных продуктов (а не ПО вообще, в том числе заказного). Но хватит ли ему сил для решения проблем российской софтверной отрасли, состав которой намного шире рамок, обозначенных АРПП? (Отметим, что в стартовом составе ассоциации не представлены большие группировки российских компаний, в частности из сегмента разработчиков средств документооборота).
Одна из главных проблем отрасли сегодня — это учет ее специфики на нормативно-законодательном уровне, в первую очередь в сфере налогообложения. В следующем году в нашей стране собираются единый социальный налог (ЕСН) заменить на страховые взносы; в результате расходы российских ИТ-компаний (в которых основная доля затрат — это зарплата сотрудников) могут возрасти на 50—80% и деятельность многих из них станет убыточной. Именно на этом моменте был сделан акцент у многих выступавших со стороны АРПП, при этом говорилось, что снижение налогового бремени на разработчиков ПО (как это делается во многих других странах) станет мощным стимулом развития рынка. Один из докладчиков пообещал, что доходы софтверной составляющей рынка возрастут вдвое в ближайшие годы (правда, они и до сих пор росли такими или даже еще более высокими темпами).
Все это так. Но дело в том, что данная проблема касается не только софтверных вендоров, но и всех разработчиков вообще, в том числе и заказного ПО (да и поставщиков ИТ-услуг). И этой проблемой уже активно занимается РУССОФТ, которая имеет очень неплохой опыт взаимодействия с властными структурами. Не является ли более продуктивной идеей интеграция усилий в этом направлении?
Тут, кстати, нужно сказать, что та же РУССОФТ уже давно позиционирует себя в качестве представителя всей российской софтверной отрасли. Правда, на деле ей не удалось выйти за рамки сегмента экспортного ПО (причем его части, ориентированной на крупных поставщиков). Последние два-три года мы наблюдаем заметный спад активности этой ассоциации, который, скорее всего, вызван именно тем, что она не смогла объединить под своими знаменами разных представителей российского софтверного сообщества. Учитывая это, не очень понятно, насколько целесообразным является создание отдельного союза вендоров ПО (тем более, что уже есть НППП).
При этом, говоря о требованиях отрасли, нужно все же упомянуть и о позиции государства в вопросе льгот. Основное возражение со стороны Минфина заключается в том, что очень сложно сформулировать критерии, по которым будут выдавать льготы. Опыт же страны показывает, что подобные исключения создадут такие огромные проблемы в плане коррупции, что реальные потери государства будут в результате намного больше, чем потенциальный рост софтверной индустрии.
Второй важный момент заключается в том, что представители АРПП говорят о том, что они не хотят специальных преференций со стороны государства, а лишь создания нормальных условий для развития бизнеса. При этом в последнее время все чаще упоминается о засилье на рынке ПО зарубежного производства и о необходимости борьбы за место под бюджетным солнцем с помощью создания определенных преимуществ отечественным разработчикам в государственных тендерах. Такая идея, конечно, выглядит понятно и внешне очень привлекательно, но опять же опыт показывает, что ее реализация в наших условиях приводит лишь к усилению коррупционной составляющей. К тому же непонятно, о каком именно ущемлении прав российских разработчиков в тендерах идет речь (опыт, скажем, той же “1С” показывает, скорее, обратную картину).
В этом плане очень характерной стала апелляция Андрея Свириденко (компания “Спирит”) к примеру АвтоВАЗа — о том, что было бы неплохо государству часть средств, выделяемых отечественному автопрому, пустить на поддержку местных разработчиков ПО. Да, возможно, это было бы хорошо, но не надо забывать и об опасности в результате такой помощи пойти по пути того же волжского автогиганта…
Еще один настораживающий момент. В выступлениях учредителей нового альянса фактически была озвучена лишь декларация о намерениях, а не проработанный бизнес-план реализации выдвинутых идей, ничего не было сказано об организационных аспектах работы создаваемой ассоциации. Об этом было обещано сообщить позднее.