В октябре в Москве прошла очередная ежегодная конференция российского Форума независимых разработчиков ПО (Independent Software Developers Forum, ISDEF) — отечественного сообщества софтверных поставщиков, объединяющего, как правило, относительно небольшие компании, которые во многом ориентированы на работу с западными потребителями и используют модели бизнеса, базирующиеся на идеях shareware (условно-бесплатные продукты). Прошлогоднее мероприятие показало, что это направление нашей ИТ-индустрии явно стремится играть более заметную роль на местном рынке.
Кризис, конечно, заметно изменил данную тенденцию: на нынешней конференции речь шла преимущественно о весьма узких проблемах развития сегмента. Сократилось и число участников (примерно с 400 до 250). Но при этом большинство выступавших говорили о вполне успешном преодолении “черной полосы” кризиса и даже о росте доходов.
К сожалению, общие интегральные оценки положения дел на ISDEF-рынке в этот раз не прозвучали (в прошлом году ассоциация представила результаты своего исследования российского софтверного рынка, но продолжения такой работы сейчас не последовало). Поэтому мы ограничились экспертными мнениями представителей разных сторон данного сообщества.
Директор по развитию бизнеса Digital River EMEA Татьяна Франке (Германия)
PC Week: Подавляющее большинство докладчиков на конференции говорили об увеличении продаж за последний год. В результате создается впечатление, что кризис для данного сегмента рынка прошел незамеченным. Так ли это?
Татьяна Франке: Нет, негативное влияние было и есть, хотя, наверное, для сегмента, скажем так, “малого софта” оно не столь велико, как для “больших” продуктов. Что касается конкретных докладов, то тут нужно учитывать, что здесь представлены наиболее успешные фирмы и что все они хотят выглядеть перед публикой в более розовом свете. Моя компания занимается электронной дистрибуцией ПО по всему миру, и потому нам видна более объективная картина происходящего.
Наша статистика говорит, что падение продаж в нашем сегменте все же было. Но это — “средняя температура по больнице”; если же посмотреть на различные группы “пациентов”, то можно увидеть, что каждая из них переживала трудные времена по-разному. У крупных разработчиков спада практически не было. Я объясняю это тем, что у них больше ресурсов и опыта для того, чтобы оперативного скорректировать свою маркетинговую политику, адаптировав ее к новым экономическим условиям. Малые и средние фирмы действительно в кризис пострадали (можно говорить о спаде на 30—40% в среднегодовом разрезе), во многом потому, что использовали тактику пассивного пережидания трудного периода времени. Короче говоря, кризис проявился в том, что не наблюдалось общего подъема, рынок остался на прежнем уровне, но при этом крупные разработчики демонстрировали рост, а малые и средние — падение.
PC Week: А если оценить российскую составляющую среди всех ваших вендоров, то как здесь переживают кризис по сравнению с общемировым сообществом?
Т. Ф.: Я не могу привести точных количественных оценок, но общее впечатление таково: в странах СНГ, в том числе в России и на Украине, ситуация тяжелее, чем в среднем по миру.
PC Week: Давайте теперь посмотрим на ситуацию со стороны покупателей. Вы ведь продаете ПО и в России. Как тут менялся потребительский спрос за последний год?
Т. Ф.: Здесь мы видим рост покупок, хотя и не очень большой. Тут наложились две противоречивые тенденции: денег на ИТ стало меньше, но в то же время растет популярность каналов электронной дистрибуции. Наибольшим спросом пользуется, конечно, софт для частных пользователей, хотя его много приобретают и предприятия, например, для своих сотрудников. Из корпоративного ПО заметен интерес к средствам управления проектами, бизнес-процессами и качеством. Обязательно нужно сказать и о разнообразных инструментах для разработчиков ПО — это традиционно сильный сегмент данного рынка.
Но говоря о сообществе российских разработчиков — участников ISDEF, нужно понимать, что исторически оно было ориентировано на зарубежные продажи, на регионы с большими рынками, как в Америке, Европе. Сейчас повышается интерес к работе с пользователями внутри страны, но реально это могут позволить себе только наиболее крупные компании, поскольку такая работа требует реализации других моделей маркетинга и продаж.
В то же время мы как международный дистрибьютор очень заинтересованы в том, чтобы спектр наших российских вендоров расширялся. Мне бы очень хотелось, чтобы в работе следующей конференции ISDEF участвовало больше разработчиков, имеющих сильные позиции внутри страны. Со своей стороны мы готовы помочь им выйти на международные просторы.
CEO компании MindCruncher Юрий Бакай (США)
PC Week: В каком качестве присутствует ваша компания на этой конференции?
Юрий Бакай: Мы — американская компания, которая выступает, упрощенно говоря, посредником между российскими разработчиками и заказчиками в США. Помогаем им находить друг друга. Причем для российских компаний мы не просто ищем клиентов, а занимаемся также общей стратегией и тактикой выхода на рынок Америки. Проблема известная: работать на другом рынке можно, только зная его специфику, традиции и, разумеется, законы. Вообще-то сфера наших интересов — не только ИТ, мы занимаемся поддержкой продвижения за океаном самого широкого спектра российских предпринимателей.
PC Week: Как переживали кризис США? Как это было видно по вашим тамошним клиентам?
Ю. Б.: Я бы не сказал, что там было так уж плохо. Конечно, у многих компаний наблюдался спад в продажах, но в целом это было скорее состояние оцепенения: народ замер и пережидал. Причем я говорю и о российском бизнесе. “Смертельных” случаев лично я не наблюдал. Такое впечатление, что предприниматели использовали этот период для оптимизации своей работы; более того, они воспользовались удобным моментом, чтобы избавиться от балласта. Это цинично звучит, но кризис привел к дальнейшему расслоению общества, когда богатые стали богаче, а бедные — беднее. Как это ни печально, конкретные люди, конечно, пострадали.
По моим личным оценкам сегмент российских разработчиков, ориентированных на рынок США, сократился по объемам продаж на 20—40%. Но в разных сегментах спад заметно различался. Разумеется, корпоративный рынок здорово просел, а в потребительском, например в игровом ПО, особого снижения не наблюдалось.
Вообще-то я уверен, что проблема кризиса изначально была сильно преувеличена в результате раздувания этой темы в средствах массовой информации. На рынке просто началась паника, которая сопровождалась неадекватными действиями, в том числе и со стороны клиентов. Как говорит один мой знакомый: “Через полгода нам скажут, что кризис закончился год назад”.
PC Week: В начале десятилетия в России много говорилось о том, что наша страна должна стать одним из мировых лидеров разработки ПО. Насколько в вашем представлении удалось реализовать эти амбициозные планы?
Ю. Б.: Россия, конечно, сильно прибавила в весе на мировом рынке. До лидерства пока еще далеко, но шансы на такой прорыв имеются. Если не говорить о США, то в мире есть три основных поставщика разработки ПО — Индия, Россия и Китай. Индия полностью сидит на заказной разработке, причем на той ее разновидности, которая называется аутсорсингом (решение отдельных частных задач в общем комплексе). Индийцы не могут заниматься продуктовым направлением. И, что важно, они почти полностью исчерпали свои кадровые резервы для ИТ, стоимость людей очень быстро растет.
Китай — это огромный ресурс, но он функционирует по своим специфическим законам, и многие западные компании с этой страной побаиваются иметь дело. Там есть много денег, очень большой внутренний рынок, но все же слишком своеобразный.
Но и с Россией всё не так просто. Здесь другая программистская культура: русский разработчик делает не то, что от него требует техзадание, а то, что он сам считает нужным сделать в удобные для него сроки. Таков был российский менталитет десять лет назад, таким он остается и сейчас. Причем он виден и у русских, которые работают в США. В результате один мой знакомый бизнесмен задумал такую комбинацию: нанимать программистов в России, отвозить их учиться работать в Индию, а потом возвращать обратно. Но из этого ничего пока не получилось: россияне не хотят ехать трудиться в Азию.
Что касается продуктового направления, то тут для россиян возникает другая проблема: разработчики не умеют продавать свои программы, они смотрят на свои продукты с точки зрения автора, а не пользователя. Но и привлекать для продвижения товара нужных специалистов тоже не очень хотят. При этом я совершенно убежден, что именно в России делается огромный объём отличных оригинальных программ, которые могли бы найти потребителя и внутри страны, и за рубежом. Например, через нас проходит в США очень разнообразный софт: игры, вспомогательные инструменты для разработчиков, средства управления для хостинга, ПО для безопасности.
Генеральный директор Fast Reports Михаил Филиппенко (Россия, Ростов-на-Дону)
PC Week: Как переживает кризис ваша компания и ваш рынок в целом?
Михаил Филиппенко: Я считаю, что мы преодолели эту черную полосу вполне успешно, без спада. И на конференцию ехал в уверенности, что кризис закончился, так как в сентябре стало наблюдаться явное оживление. Но тут, во-первых, увидел, что многие коллеги, с кем хотелось бы пообщаться живьем, все же не смогли приехать, а во-вторых, понял, что экономические проблемы скорее всего еще не закончились. Чувствуется тревожное ожидание, что будет дальше. Короче говоря, расслабляться рано.
В целом можно довольно точно сказать, что кризис меньше сказался на потребительском рынке, там продажи почти и не снижались. А на корпоративном направлении всё иначе: перед прошлым Новым годом было впечатление, что он просто застыл, и лишь спустя несколько месяцев начал оживать.
PC Week: А как сказался кризис на рынке труда программистов? Никаких особых волнений по поводу массовых сокращений не было заметно, да и снижения зарплат тоже не наблюдалось.
М. Ф.: Конечно, ИТ-отрасль чувствовала себя гораздо лучше, чем, скажем, автопром. Увольнения программистов были, но люди при желании могли найти работу. В регионы, например, стали возвращаться те, кто ранее уехал работать в Москву. Причем многие воспринимали это как возможность отдохнуть от напряженной столичной суеты. Оттока разработчиков за границу, как 90-е и особенно после дефолта 98-го года, не наблюдалось.
И вообще модель shareware является более гибкой и устойчивой к подобным катаклизмам. Спрос тут не подвержен таким резким перепадам, как на корпоративном рынке, а расходы можно оптимизировать, скажем, снизив затраты на содержание офиса и перейдя на схему дистанционной работы.
PC Week: Вы занимаетесь созданием систем генерации отчетов, которые используют разработчики ПО в своих тиражных продуктах. Как распределяется география ваших продаж?
М. Ф.: Первое место занимают США, затем идёт Германия и другие европейские страны. Но доля России у нас тоже велика, это десятки процентов в нашем бизнесе.