До конца календарного года еще два месяца, но уже сейчас можно утверждать: главное ИТ-событие года мирового масштаба произошло. Это случилось 22 октября — было официально объявлено о выпуске Windows 7. Тезис о значимости данного события вряд ли нуждается в особых доказательствах: тема Windows 7 является наиболее популярной в ИТ-сообществе в последние месяцы.
Уже немало говорилось, что выход новой ОС действительно важен для всего ИТ-рынка — и для поставщиков, и для покупателей ИТ. Так или иначе, но сегмент ПК занимает очень большую часть ИТ-рынка в целом. А логика и темпы развития направления персональных систем во многом определяются именно обновлением ОС, среди которых продукты Microsoft занимают доминирующее положение.
О новшествах Windows 7 по сравнению с предыдущей версией Windows Vista написано уже очень много. Насколько они существенны по сравнению с возможностями ее предшественницы, еще предстоит оценить. Пожалуй, вполне можно согласиться с мнением, высказанным ровно год назад в кулуарах конференции PDC ‘2008, на которой впервые была продемонстрирована предварительная версия Windows 7: “То, что хотели сделать в виде Vista SP3, решили представить в качестве новой ОС”.
Но две уникальные особенности у Windows 7 имеются абсолютно точно. Одна из них состоит в том, что впервые за всю историю корпорации новая ОС оказалась более “скромной” по требованиям к аппаратным средствам, чем предыдущая. А кроме того, также впервые она вышла с опережением ранее объявленных планов (на той же PDC ‘2008 говорилось о выпуске в 2010 г., а комментарий наблюдателей был таким: “Значит, не раньше 2011-го”).
Одна из причин появления этих новшеств вполне очевидна: не очень большой, скажем так, рыночный успех Vista. Вообще то, что у этой ОС будут трудности с продвижением на рынок, было понятно еще до официального ее появления на рынке в начале 2007 г. — в этом продукте Microsoft пошла на довольно радикальные измерения архитектуры системы, что повлекло не только слишком серьезное ее “утяжеление” в плане требований к аппаратуре, но и нарушение совместимости с приложениями, работающими в Windows XP. Да и многие функции Vista в момент ее появления выглядели довольно “сырыми”.
Наверное, Редмонд и сам четко осознавал проблемы Vista и явно не форсировал маркетинговые усилия по ее продвижению на рынок, вяло отбиваясь от многочисленной критики в адрес ОС. Хотя в последний год (начав подготовку к выпуску следующей версии ОС) представители корпорации все чаще публично стали признавать обоснованность подобных упреков. Так, на московском представлении Windows 7 о “неудачности” Vista в очередной раз упомянул президент Microsoft в России Николай Прянишников.
Отметим, что внутренние архитектурно-технологические проблемы продвижения Vista усугублялись и важными внешними факторами. Во-первых, как раз в это время начало быстро развиваться направление нетбуков, на которых эта ОС просто физически не могла работать. Во-вторых, резко повысили активность конкуренты, прежде всего из стана Open Source. Стоит, наверное, сказать и о популярности идей использования тонких клиентов на базе виртуальной инфраструктуры ПК.
Нельзя, конечно, говорить, что все эти трудности с Vista как-то пошатнули доминирующее положение Microsoft в сфере настольных ОС (исследования рынка подтверждают неизменность позиций), но потенциальные риски были налицо (особенно в сегменте дешевых настольных систем). Массового перехода пользователей, особенно в корпоративном сегменте, с Windows XP не произошло. Возникала явная угроза потери рынка нетбуков.
Все это имело уже вполне осязаемые финансовые результаты: доходы Microsoft от продаж настольных ОС — главного из трех китов бизнеса корпорации — перестали расти. Более того, нежелание клиентов отказываться от XP самым негативным образом сказывалось на развитии всей ИТ-индустрии, связанной со сферой ПК. А тут еще некстати случился кризис, который многократно усилил все эти проблемы. Да и пользователи были не очень довольны сложившимся положением дел: возможности Windows XP во многом исчерпали себя, к тому же система просто физически уже сходила с рынка, но и переходить на Vista в преддверии появления более совершенной ОС не имело смысла. Рынок ждал новой ОС, и Редмонду пришлось форсировать сроки ее выпуска, одновременно озаботившись об улучшении потребительских качеств продукта.
Но теперь тяжелый период позади. Судя по всему, Windows 7 действительно “удалась”. Прибавив в функциональности и повысив быстродействие по сравнению с Vista, новая ОС сможет реально работать на младших моделях ПК и нетбуках (впрочем, мощность этих средств также заметно подросла за прошедшие годы).
При этом Windows 7 можно использовать и на компьютерах старшего ценового уровня. В данном плане стоит, наверное, отметить богатые мультимедийные средства, реализованные в том числе и за счет поддержки 64-разрядных процессоров и графики DirectX 11. В частности, это позволяет просматривать на ПК видео в стереорежиме.
Представляя новую ОС, сотрудники Microsoft делают особый акцент на том, что никаких проблем с совместимостью приложений у клиентов не будет. Но, конечно, вопрос этот не так прост, особенно для предприятий, которым нужно работать с унаследованными приложениями. Имея это в виду, корпорация предлагает режим Windows XP в среде Windows 7 с использованием средств виртуализации. Такие встроенные возможности включены, в частности, в выпуски Windows 7 “Профессиональная”, “Корпоративная” и “Максимальная”.
Надо также сказать, что настольная ОС в еще более значительной степени, чем раньше, интегрирована с онлайновыми сервисами Microsoft и за этот счет избавилась от целого ряда компонентов, которые входили в прежние поставки системы. Речь, в частности, идет о программах для работы с почтой, фотоальбомами, календарем и видео (их можно загрузить и установить бесплатно).
Оценивая рыночные перспективы Windows 7, наблюдатели в целом сходятся во мнении, что она “обречена на успех”. Аналитики из IDC предрекают, что до конца 2010 г. в мире будет продано 177 млн. копий этой ОС, в том числе почти 40 млн. — в 2009-м. К 2013-му продукт будет уже полностью доминировать на рынке и его продажи приблизятся к отметке в 280 млн. копий в год. По мнению Николая Прянишникова, Windows 7 сможет занять до 40% инсталлированной базы в нашей стране в течение одного-двух лет. В целом с такими оптимистичными прогнозами можно вполне согласиться, учитывая мощный отложенный спрос, сформированный не очень удачным присутствием на рынке Vista в последние три года.
При этом Microsoft предлагает целый ряд маркетинговых программ по переходу пользователей на новую ОС, в том числе с возможностью бесплатного обновления Windows Vista на приобретенных недавно ПК. Впрочем, нетрудно предположить, что многие корпоративные клиенты будут придерживаться традиционной для себя консервативной политики в области миграции, дожидаясь выхода первого пакета обновлений для Windows 7.
И еще на один любопытный момент стоит обратить внимание: после запуска Windows 7 на рыночную орбиту прошла уже неделя, а никаких “утечек” по поводу планов появления следующей версии ОС Microsoft в СМИ пока еще не было отмечено…