Компания “Марвел-Дистрибуция”, ведущая свою историю с 1991 г., стала вторым по счету авторизованным дистрибьютором Apple на территории России. В рамках соглашения, достигнутого с американской корпорацией, она получила право продвигать на территории нашей страны весь спектр оборудования своего нового поставщика (настольные и портативные ПК, серверы, мониторы, карманные медиаплейеры iPod и т. д.), исключая смартфоны iPhone. Кроме того, российская компания планирует предлагать своим партнерам ПО и различные аксессуары для оборудования Apple, разработанные третьими фирмами. Ожидается, что первые партии оборудования Apple начнут поступать на склады “Марвел-Дистрибуции” уже в ноябре нынешнего года.
В настоящее время партнерами “Марвел-Дистрибуции” являются свыше 2500 фирм из 152 городов России. Генеральный менеджер компании Константин Шляхов сообщил нам, что согласно итогам опроса партнерской сети интерес к оборудованию нового вендора в настоящее время проявили около 500 уже имеющихся партнеров компании из более чем 50 городов России. Кроме того, “Марвел” рассчитывает, что прямой контракт со всемирно известным производителем привлечет в ряды ее партнеров новые компании.
“Для нас соглашение с Apple является не просто очередным расширением списка наших партнеров*, — подчеркивает президент группы “Марвел” Сергей Гирдин. — Это знаковое событие, и это своего рода сертификат качества, свидетельствующей о соответствии нашей компании самым высоким мировым стандартам. Прежде чем заключить данное соглашение, мы очень долго, дольше, чем с другими поставщиками, обсуждали бизнес-план. Кроме того, Apple провела очень серьезный аудит нашего предприятия”. По некоторым сведениям, “яблочная компания” давно задумывалась о расширении числа своих прямых партнеров в России и, прежде чем остановить свой взгляд на “Марвел-Дистрибуции”, рассмотрела свыше полутора десятков предложений.
Список критериев, согласно которым был сделан данный выбор, не разглашается. В эксклюзивной беседе Константин Шляхов сообщил нам лишь то, что этот список насчитывает более десятка позиций, включая такие трудноформализуемые критерии, как прозрачность ведения бизнеса. По его словам, первые неформальные контакты между представителями компаний начались в ноябре 2007 г., т. е. вскоре после открытия в нашей стране представительства американской корпорации, объем продаж (net sales) которой по итогам минувшего финансового года (FY’2009), окончившегося 26 сентября 2009 г., составил 36,537 млрд. долл., что на 12,5% выше аналогичного показателя FY’2008 (32,479 млрд. долл.). При этом чистая прибыль (net income) корпорации увеличилась на 18% — c 4,834 млрд. долл. в FY’2008 до 5,704 млрд. долл. в FY’2009. Что, согласитесь, очень неплохой показатель для нашего трудного времени.
Взаимный интерес сторон был обозначен в июле 2008 г., а в декабре того же года состоялась первая встреча специалистов “Марвела” с европейским руководством Apple. В сентябре 2009-го топ-менеджеры “Марвела” приняли участие в европейской партнерской конференции Apple в Лондоне, а публичное объявление об установлении официальных отношений состоялось 29 октября.
В “Марвел-Дистрибуции” продвижением новой продукции будет заниматься специальное подразделение (Apple Business Unit), создаваемое в рамках департамента “Ноутбуки, ПК и серверы”, существующего в компании с 1995 г. Директор этого департамента Влас Петров настроен весьма решительно: “Мы уверены в высокой популярности оборудования Apple в нашей стране и для расширения продаж данного оборудования используем все возможные ресурсы нашей компании”. В то же время конкретные планы продаж оборудования Apple “Марвел” не называет. “Это не в наших правилах, — говорит Константин Шляхов. — Но я надеюсь, что уже в будущем году мы продадим этого оборудования не меньше, чем первый (в историческом смысле) дистрибьютор Apple. Полагаю, что через некоторое время Apple станет одним из основных вендоров департамента “Ноутбуки, ПК и серверы” по объему поставляемой продукции”. Предполагаемую структуру продаж оборудования Apple г-н Петров видит (в денежном выражении) примерно так: 35% — ноутбуки, 35% — настольные ПК, 20% — медиаплейеры iPod и 10% — ПО и прочие устройства. В натуральном выражении лидерство, естественно, будет за iPod’ами.
Для сравнения: в мировом масштабе по итогам FY’2009 продажи оборудования Apple распределились следующим образом: настольные ПК — 11,8%, портативные компьютеры — 25,9%, iPod’ы — 22,15%, другие “музыкальные” продукты и сервисы — 11,05%, устройства iPhone и связанные с ними продукты и сервисы — 18,5%, периферийное и прочее оборудование — 4,02%, софт и прочий сервис — 6,58%. Из этого “продуктового расклада” видно, что в общем объеме продаж Apple доля смартфонов iPhone хотя и существенна, но не так велика, как думают некоторые.
Авторизованные реселлеры Apple с большим стажем работы на данном рынке с интересом восприняли сообщение об удвоении в нашей стране количества дистрибьюторов “яблочной компании”. “Мы относимся к этому известию положительно, поскольку в целом конкуренция между дистрибьюторами способствует развитию рынка, — говорит генеральный директор компании “МакЦентр” Дмитрий Хавжу. — Это, на наш взгляд, касается и рынка оборудования Apple и способно вызвать положительную динамику на данном рынке”.
По его словам, “МакЦентр” ежегодно продает 3—4 тыс. компьютеров Apple. “Что же касается устройств iPhone, то мы продали их около 50 тыс. штук, что, по некоторым оценкам, составляет около 10% от общего объема поставок этих устройств в Россию в 2008—2009 гг.”, — добавил г-н Хавжу.
“Мы видим явную заинтересованность в продуктах Apple со стороны наших дилеров, прежде всего розничных сетей. Это оборудование востребовано в компаниях, где продукция Apple является корпоративным стандартом, в рамках проектных поставок в образовательные учреждения, а также в организациях, использующих оборудование Apple при решении специализированных задач. Наши усилия будут направлены на то, чтобы привлечь как можно больше дилеров и конечных пользователей к продуктам этого вендора”, — отмечает Константин Шляхов.
Для активизации продаж оборудования своего нового вендора “Марвел” планирует проводить партнерские обучающие мероприятия по продукции Apple, промопрограммы и совместные рекламные кампании. “Мы верим, что уникальное сочетание продуктов мирового уровня и профессионализм нашей команды в осуществлении поставок высокотехнологичных решений позволят вывести бизнесы по продукции Mac и iPod в России на новые горизонты и помогут предоставить нашим покупателям лучшие в своем классе услуги, — говорит Сергей Гирдин. — Мы также очень благодарны компании diHouse и лично Евгению Бутману** за большую работу по раскручиванию торговой марки Apple на российском рынке”.
Из оценок, представленных российской компанией, создается впечатление, что эффект от союза с американской корпорацией “Марвел” ощутит уже в нынешнем году. Из диаграммы 1 видно, что в IV квартале 2009 г. (Q4/2009) объем продаж департамента “Ноутбуки, ПК и серверы” должен превзойти аналогичный показатель Q4/2008 в полтора раза. “Среди прочего, это произойдет за счет поставок оборудования Apple”, — поясняет Влас Петров. В целом же (см. диаграмму 2) предполагается, что по итогам текущего года объем продаж “Марвел-Дистрибуции” будет приблизительно на 27% ниже аналогичного показателя 2008 г. и примерно равен показателю докризисного 2007-го. Для сравнения: согласно оценкам аналитиков, по итогам 2009 г. общий объем российского ИТ-рынка сократится на 45,7%.
*В настоящее время официальными поставщиками “Марвел-Дистрибуции” являются свыше 60 компаний мирового уровня.
** Евгений Бутман — президент группы ESC, в состав которой входит компания diHouse, много лет являющаяся дистрибьютором оборудования Apple. — Прим. ред.