Недавно Google объявила о добавлении в Chrome новых надстроек, расширяющих функциональность браузера, и об оптимизации этой программы с целью превратить ее в наиболее удобную клиентскую среду. Этот шаг существенно усиливает позиции Chrome в борьбе с IE. Теперь разработчики могут по своему усмотрению обустраивать браузер Google, добавляя в него любые нужные функции и эффекты. А незадолго до этого Google предложила новую службу под названием Chrome Frame, встроенную в IE и значительно расширяющую возможности навигации для пользователей. Всё это составляющие стратегии Google, нацеленной на отвоевание у Microsoft доли на рынке браузеров. Но угрозы для последней этим не исчерпываются. Mozilla Firefox также предлагает клиентам продукт, по возможностям превосходящий IE. Два этих альтернативных браузера составляют грозную конкуренцию Internet Explorer.
Продукт Microsoft по-прежнему доминирует на рынке, а Chrome пока не сумел отвоевать в этой борьбе хотя бы такую же долю, какая сегодня принадлежит Firefox. Но это не значит, что данная расстановка сил сохранится навсегда. Напротив, и у Chrome, и у Firefox есть реальные шансы поколебать позиции Microsoft. Вот что может этому способствовать.
1. Internet Explorer работает медленно
Одним из самых заметных преимуществ Chrome является быстродействие. Эта программа считается одним из самых скоростных браузеров. В большинстве тестов он с легкостью обгоняет IE, хорошо показывает себя и в сравнении с Firefox. А ведь качество браузера чаще всего оценивается именно по способности как можно быстрее и эффективнее загрузить нужную страницу. Таким образом, для Microsoft уже есть повод для беспокойства.
2. Расширения много значат
Хотя Microsoft и предлагает для IE некоторое число расширений, создатели Firefox имеют здесь преимущество: они фокусируются на сотрудничестве с независимыми разработчиками с целью обогатить функциональность своего браузера, не ограничивая ее лишь возможностями навигации. Google также старается не отставать в этой области и предлагает все новые и новые программные надстройки для Chrome. Эти надстройки и расширения делают продукт гораздо привлекательнее и мощнее. Их используют миллионы людей. И пока что лидером здесь остается Mozilla.
3. Open Source. Кто больше?
Хотя это противоречит всем принципам Microsoft, превращение Internet Explorer в продукт с открытым исходным кодом было бы, вероятно, не худшим вариантом для корпорации. И Firefox, и Chrome являются программами с открытым кодом. Сообщество разработчиков имеет возможность совершенствовать браузеры, быстрее устранять уязвимости. В конце концов получается, что сообщество владеет этими продуктами, и это является ключевым фактором их рыночного успеха. Microsoft лишает себя такого преимущества.
4. Осторожно: предустановленные программы!
До сих пор Microsoft сопутствовал успех, поскольку Internet Explorer поставлялся в комплекте с каждым компьютером, где была установлена ОС Windows. Но и это преимущество нельзя сохранять вечно. Сейчас Sony комплектует свои компьютеры Vaio браузером Chrome наряду с IE. Если пользователям понравится работать с продуктом Google, то Dell, Hewlett-Packard и Acer могут сделать аналогичные предложения и гораздо раньше, чем того хотелось бы Microsoft.
5. Дизайн надо совершенствовать
Один из серьезнейших поводов для недовольства у пользователей, работающих с Internet Explorer, — неудовлетворительный дизайн программы. И у Firefox, и у Chrome дизайн интуитивнее и удобнее с точки зрения тех, кому нужно простое и эффективное средство навигации. У Microsoft и прежде были проблемы с дизайном, и, похоже, они будут преодолены не скоро.
6. Безопасность — важнейший фактор
Microsoft никогда не удавалось предложить пользователям по-настоящему защищенный браузер. IE из года в год остается коллекцией уязвимостей. В последнее время ситуация улучшилась, но безопасность и сейчас хромает. Firefox и Chrome обеспечивают лучшую защиту компьютеру, а значит, у Microsoft есть еще одни повод для головной боли.
7. Google есть Google
Не так-то просто обсуждать различия между двумя гигантами ИТ-рынка, но большинство наблюдателей согласятся, что Google всегда более чутко прислушивалась к нуждам пользователей. Ее продукты, как правило, отличаются большей простотой и эффективностью, они, безусловно, полезны и надежны. Это не всегда можно сказать о IE, а вот о Chrome — можно. Microsoft следует задуматься.
8. Internet Explorer оставляет желать лучшего
Хотя Microsoft уже немало сделала в последние годы для улучшения своего браузера, ему все еще не хватает ряда функций и возможностей, имеющихся у других браузераов. Хуже всего то, что многие полезные в принципе функции в IE есть (работа с вкладками, например), но их качество не дотягивает до планки, установленной конкурентами.
9. Эффект ореола
Microsoft заработала миллиарды долларов благодаря эффекту ореола: люди используют один продукт компании и покупают другие ее продукты, потому что первый понравился. Но в последние годы ореол привлекательности Microsoft несколько потускнел. Между тем имидж Google, напротив, становился для клиентов все более привлекательным. Сначала огромная армия клиентов пользовалась поисковиком Google, затем те же люди стали осваивать Gmail и Google Docs. Со временем они оценят и Chrome и захотят применять эту программу.
10. Google и Mozilla завоевывают среднего пользователя
У продуктов Google и Mozilla можно отыскать недостатки, но эти поставщики доказали, что умеют привлекать среднего пользователя, что они понимают, как его удовлетворить. Они постоянно находят новые способы для улучшения своих браузеров и тем самым защищают их рыночные позиции. Вряд ли это с уверенностью можно сказать о Microsoft и IE. Если такое соотношение будет наблюдаться и дальше, судьба браузера Microsoft окажется трудной.