Во время выставки Softool'2009 компания “1С-Битрикс” объявила о выходе версии 8.5 продукта “1С-Битрикс: Корпоративный портал”, предназначенного для оперативного управления корпоративной информацией и организации эффективного взаимодействия между сотрудниками предприятий и учреждений разного масштаба. Новинка расширяет возможности версии 8.0, объявленной в марте нынешнего года и отличается от нее прежде всего наличием системы для автоматизации бизнес-процессов с возможностью визуального проектирования. Кроме того, в некоторых редакциях новой версии появился функционал создания экстранета — защищенного рабочего пространства для взаимодействия с партнерами, клиентами, поставщиками и другими субъектами, которые получают широкие возможности для коммуникации с сотрудниками компании.
Решение “1С-Битрикс: Корпоративный портал” относится к новому классу корпоративного ПО, формируемому буквально на наших глазах под влиянием получивших большое распространение так называемых социальных сетей и сервисов. Не исключено, что в нашей стране решения этого класса вскоре для краткости будут называть ККК-продуктами (от слов “корпоративная культура”, “коллективная работа”, “коммуникации”). Во всяком случае, специалисты “1С-Битрикса” уже взяли эту аббревиатуру на вооружение.
По словам генерального директора компании “1С-Битрикс” Сергея Рыжикова, предыдущие версии “Корпоративного портала” — первая из них была анонсирована в октябре прошлого года— ныне используют примерно 400 предприятий и учреждений (с количеством рабочих мест от 25 до нескольких тысяч), которые в зависимости от их размера условно можно разделить на три категории: небольшие (до 100 человек) организации, занимающие более одной комнаты; организации среднего масштаба (до 350 человек), располагающиеся в нескольких зданиях; крупные организации, территориально распределенные по нескольким городам (есть примеры внедрения продуктов “1С-Битрикс” в организации, насчитывающей 57 филиалов). По оценкам компании-разработчика, в настоящее время около 95% пользователей “Корпоративного портала” относятся к клиентам первых двух типов (со средним количеством пользователей около трехсот). Предполагается, что с выходом версии 8.5 число пользователей категории Enterprise (крупные организации) заметно увеличится.
“Своим основным конкурентом мы считаем решение Microsoft Office SharePoint Server 2007”, — говорит Сергей Рыжиков. Что касается неосновных конкурентов “Корпоративного портала”, то ими он считает решения IBM WebSphere Portal и Oracle WebLogic Portal.
По словам разработчиков, функционал новой версии продукта “1С-Битрикс: Корпоративный портал” позволяет визуально проектировать и корректировать различные бизнес-процессы организации (от простых линейных до сложных разветвленных с параллельными этапами исполнения), наглядно выстраивая последовательность взаимодействия различных подразделений, и легко внедрять созданные процессы в работу.
Отмечается, что экстранет, построенный на базе продукта “1С-Битрикс: Корпоративный портал 8.5”, содержит удобный набор инструментов для совместной работы и эффективных коммуникаций: списки рабочих групп, календари для планирования времени, систему публикации отчетов, механизм постановки и контроля выполнения задач, индексированное хранилище документов и т. д. “Как правило, уходящие сотрудники уносят с собой массу неформализованной информации, — отмечает Сергей Рыжиков. — Поэтому одна из задач ККК-решений — не допустить пропажи этой информации”.
В новую версию продукта “1С-Битрикса” также включена система для интеграции корпоративного портала и внешнего сайта — так называемый контроллер сайтов, который позволяет организовать публикацию информации с внутреннего портала предприятия на внешний сайт и обратно.
Помимо уже описанных значительных нововведений новая версия продукта также пополнилась рядом усовершенствований, касающихся планирования совместной работы сотрудников. “Мы не учим людей бизнесу, но мы даем им инструмент для его ведения”, — сказал Сергей Рыжиков.
Также в “1С-Битрикс: Корпоративный портал 8.5” включен модуль “Отчеты 1С”, позволяющий быстро получать из системы “1С: Предприятие” различную информацию для принятия управленческих решений — такую, как дебиторская и кредиторская задолженности, сумма оборотных средств, данные по заказам и т. д.
Начиная с версии 8.5 продукт “1С-Битрикс: Корпоративный портал” представлен не в одной редакции, как раньше, а в трех, отличающихся по функциональным возможностям: “Интранет”, “Экстранет”, “Бизнес-процессы”.
“Интранет” — редакция с базовым функционалом, которая соответствует возможностям продукта версии 8.0 и включает несколько преднастроенных бизнес-процессов. Ориентировочная стоимость базовой лицензии этой редакции на 25 пользователей составляет 34 500 руб. В редакцию “Экстранет” дополнительно к базовым функциям включен функционал для создания экстранета. Стоимость базовой лицензии на 25 пользователей для этой редакции — 59 500 руб.
“Бизнес-процессы” — старшая редакция продукта с полным функционалом, включающая инструменты визуального проектирования бизнес-процессов, возможность управления экстранетом, а также контроллер для интеграции портала с внешним сайтом. Стоимость базовой лицензии этой редакции на 25 пользователей — 99 500 руб.
В новой версии изменился процесс лицензирования дополнительных пользователей. Как и прежде, во все редакции продукта включены лицензии на 25 активных пользователей. Лицензия для каждого дополнительного пользователя стоит 500 руб. (для любой редакции). Также появилась возможность приобрести лицензию на неограниченное количество пользователей для всех редакций данного продукта. Стоимость такой лицензии составляет 199 тыс. руб.