На прошедшей в конце октября Неделе российского Интернета (RIW-2009) состоялся тематический круглый стол, на котором представители ведущих аналитических агентств обсуждали фактическую динамику развития российского сегмента Сети.
Используемые ими методики расчетов несколько отличались друг от друга, что зачастую вызывало определенные расхождения в полученных данных. Однако каждая из компаний занимается исследованиями не первый год, поэтому если и не конкретные цифры, то по крайней мере обозначенные тенденции вполне можно считать легитимными.
Обобщенные данные
Ведущими круглого стола выступили руководитель отдела исследований Интернета АЦВИ Алексей Беляев и исполнительный директор РОЦИТ Сергей Плуготаренко. Для того чтобы у присутствующих появилась некая общая картина состояния Рунета, они в своем совместном докладе сопоставили данные всех собравшихся аналитиков. В результате, по их мнению, активной аудиторией Сети можно считать порядка 35% населения России — 31,4 млн. человек. Именно столько наших соотечественников выходят во Всемирную паутину не реже одного раза в неделю, и, отсчитывая с лета прошлого года, эта группа пользователей выросла на 25%.
Примерно 80% людей предпочитает выходить в Сеть из дома, и лишь 28% имеет возможность осуществлять веб-серфинг с рабочего места.
Охват широкополосного доступа уже вырос до 80%, а 30% пользователей периодически задействуют для соединения мобильные телефоны.
Почти половину аудитории можно назвать новичками — 46% приобщились к Интернету менее трех лет назад, и в ближайший год их примеру планируют последовать порядка 3 млн. чел. — как правило, жители небольших городов и сельской местности в возрасте от 18 до 45 лет.
Последний комплекс данных, которые организаторы решили обобщить на фоне кризиса, касался рекламного рынка. В целом он за первые шесть месяцев текущего года упал на 30%. Больше всего пострадали пресса (-44%), наружная реклама (-40%) и радио (-35%). Не столь плачевно выглядят позиции телевидения и так называемых новых медиа (у обоих по -22%). Однако единственным медиаинструментом, продемонстрировавшим рост, оказался именно Интернет (+6%), и по общим итогам года объем рынка сетевой рекламы может показать прирост вплоть до 15%. Таким образом речь уже идет о суммах, ежемесячно превышающих 1 млрд. руб.
TNS
О том, каким Рунет представляется TNS Россия, собравшимся поведала руководитель проекта компании Инесса Ишунькина. По ее словам, наиболее активной остается молодежь от 12 до 24 лет. Так или иначе выходят в Сеть порядка 95% представителей этой группы в Москве, 94% в Санкт-Петербурге и 87% в других городах с населением от 100 тыс. жителей.
С возрастом показатели активности наших соотечественников снижаются, и после 55 лет в Интернет выходит только 21% москвичей, 14% питерцев и лишь 8% жителей других городов.
Если сравнивать Интернет с другими электронными медиасредствами, то картина сейчас выглядит следующим образом: среднесуточный охват населения от 12 до 54 лет у телевидения составляет 70,6% (42,51 млн. чел.), у радио — 63,8% (38,42 млн. чел.), у Интернета — 34,7% (20,89 млн.).
Характерно, что пик активности радиослушателей приходится на утренние и дневные часы (с 8:00 до 15:00), а у ТВ и Сети — на вечерние (в районе 21—22 ч). Примерно к 3—4 ч ночи способность к восприятию информации остается только у самых стойких, при этом аудитории практически сравниваются, упускаясь до уровня 2—3% населения страны.
Что касается популярности конкретных медиаресурсов, то в ТОП 10, составленный по среднесуточным показателям, уже попадают три сетевых проекта. В первой пятерке прочно расположились популярные телеканалы, а вот 6, 7 и 9 места занимают Яндекс, Mail.ru и Vkontakte c аудиториями 10,16, 9,51 и 8,69 млн. человек соответственно. (Для сравнения аудитория лидирующего в рейтинге Первого канала составляет 19,39 млн. человек) Правда, исследователи отмечают, что, если подсчитывать аудитории понедельно, с учетом выходных дней, когда граждане лишены возможности пользоваться Сетью с работы, интернет-ресурсы на общем фоне становятся не столь популярными.
Если отвлечься от традиционных ресурсов, то по состоянию на сентябрь текущего года в Рунете вслед за вышеупомянутыми Яндексом, Mail.ru и Vkontakte охватывающими 23,1 21,6 и 19,7% сугубо сетевой аудитории соответственно, следуют (%): Odnoklassniki (10,6), Rambler (7,3), LiveJournal.com (2,7), Gismeteo (2,3). И меньше полутора процентов посетителей приходится на долю ресурсов Liveinternet, Qip, RBC, Vzglyad, Kinopoisk, Translate, Rian и Rutube.
SpyLOG
По данным аналитической компании SpyLOG, которые представил руководитель ее департамента веб-сервисов Сергей Кедров, за год с сентября 2008-го по сентябрь 2009 г. аудитория Рунета прибавила 45%. Что характерно, в приросте явно прослеживается определенная сезонность. Позитивная динамика была отмечена осенью и весной, а вот для зимы и лета было характерно замедление и даже незначительный спад.
Что касается конкретных городов, то быстрее всего аудитория росла в Ярославле (+381%), Казани (+274%), Архангельске (+266%) и Мурманске (+256%). А вот наиболее медленный прирост был отмечен в Ханты-Мансийске (+33%), Москве (+47%) и Саратове (+57%).
Наиболее популярными интернет-браузерами сейчас являются Microsoft IE (его использует 43,89% аудитории), Firefox (24,76%), Opera (23,34%), Google Chrome (2,58%) и Safari (1,62%).
При этом за последний год Microsoft потерял ни много ни мало 13,41% пользователей (ранее его доля составляла 57,30%), остальные — в большей или меньшей степени поклонников приобрели.
Что касается операционных систем, то здесь лидерство Microsoft остается безоговорочным — Windows установлена на 97,19% отечественных компьютеров и за первые девять месяцев текущего года от нее отказалось только 0,56% энтузиастов. Состояние остального компьютерного парка выглядит следующим образом (в%): MacOS — 1,04, Symbian — 0,79, Linux — 0,72, iPhone OS — 0,28.
Популярность поисковых систем (%): Yandex — 50,38 (лидер продолжает демонстрировать рост), Google — 33,98, Mail.ru — 10,02, Rambler — 3,10, Bing — 0,96.
Фонд “Общественное мнение”
Руководитель проекта “Мир Интернета” фонда “Общественное мнение” Павел Лебедев представил типологию российских интернет-пользователей, рассмотренную по принципу социальной-технографической лестницы, разработанной компанией Forrester Research. В соответствии с этим принципом пользователи подразделяются на шесть групп в зависимости от манеры их взаимодействия с интернет-сервисами. Первая из них охарактеризована как “созидатели” — люди, участвующие в создании контента (в России таковых 17% от общей сетевой аудитории). Далее следуют “критики”, выражающие в Сети свое отношение к уже созданному и опубликованному контенту — участники форумов, редакторы статей Википедии и т. д. (22%); “собиратели”, классифицирующие и организующие контент за счет добавления меток (тегов), составления рейтингов сайтов и пр. (17%); рядовые пользователи социальных сетей, ведущие сетевых журналов и блогов (51%); “наблюдатели”, пассивно потребляющие контент; “неактивные” — не относятся ни к одной из представленных групп (23%). (Не трудно понять, что за исключением последней категории пользователей, остальные могут одновременно являться представителями сразу нескольких групп.)
В общемировом масштабе больше всего созидать информацию любят в Японии, а критиковать и собирать — в США. Россия же пока может похвастаться первым местом по части использования социальных сетей, которое она делит опять же с США.
Кому-то эта классификация может показаться чрезмерно запутанной и бесполезной, однако на основании ее соотнесения с офлайновыми исследованиями “Общественного мнения” можно сделать крайне интересные выводы. По данным, которые привел г-н Лебедев, выходит, что активные пользователи Интернета сегодня и вне Сети ведут более насыщенный образ жизни. Они чаще остальных водят автомобиль, выезжают за границу, занимаются спортом и фитнесом. А вот, например, потребительские кредиты они берут существенно реже.
Таким образом стереотипное противопоставление виртуального пространства социуму, бытовавшее еще совсем недавно, похоже, действительно пора сдать на свалку. Видимо Сеть становится настолько естественным элементом жизни вообще, что проявление активности в Интернете следует воспринимать как одну из сторон социальной адаптированности и активности человека XXI века в принципе.