На юбилейной (20-й по счету) выставке Softool’2009 было объявлено о создании российской Ассоциации интернет-разработчиков (АИР). Её учредителями стали 14 отечественных веб-студий и одно физическое лицо, решившие в условиях кризиса объединить усилия в целях преодоления насущных проблем своей отрасли.
Что же это за проблемы? Одна из них — отношение государства к разработчикам ПО. Дело в том, что существующая в нашей стране система налогообложения относится к добытчикам и экспортерам сырья более гуманно, чем к разработчикам и экспортерам ПО. Другая проблема — кадры. “Трудность заключается в том, что на создании веб-cайтов нельзя заработать много денег, — заметил Дмитрий Новиков, генеральный директор компании S.Builder, инструментальные средства которой использованы при создании более чем 4000 сайтов. — Причина в том, что соответствующий бизнес не требует больших вложений, т. е. имеет низкую “входную планку”. Человек, который каким-либо образом научился делать сайты, вполне может стать фрилансером или даже основать свою веб-cтудию с определенной специализацией её персонала. Так, только от нашей веб-cтудии за время её существования отпочковалось несколько специализированных компаний. Правда, проработали они недолго”. По его словам, этот бизнес простой только с виду, но большое количество участников рынка не способствует установлению правильных цен.
“Когда одна веб-студия берется реализовать то или иное техническое задание за вчетверо меньшие деньги, чем другая, то вполне понятно, какой из компаний заказчик скорее всего отдаст предпочтение. А то что первоначальное техзадание было составлено не совсем грамотно, он поймет позже. Поэтому одна из задач АИР — выработать список требований, которым должен удовлетворять хорошо спроектированный сайт, и гарантировать, что все сайты, созданные участниками АИР, этим требованиям (своего рода стандарту) будут удовлетворять. Кроме того, есть крупные проекты, которые отдельным веб-студиям трудно потянуть в одиночку. Объединив усилия, мы сможем участвовать в более крупных тендерах”, — считает г-н Новиков.
C ним солидарен и генеральный директор компании Adamax Максим Тригуб. Как выяснилось, именно ему и его партнеру летом прошлого года пришла в голову идея организации АИР. “По нашим оценкам, в России в настоящее время насчитывается несколько тысяч веб-студий, — сказал Максим Тригуб. — Большинство их клиентов — средние предприятия, не имеющие в своем штате собственных веб-мастеров. Для веб-студий, стремящихся обеспечить качество выполняемых ими работ, главная проблема заключается во взаимодействии с заказчиками, которые не понимают принципов ценообразования на рынке веб-услуг и недоумевают, почему за примерно равные, с их точки зрения, услуги одни веб-студии запрашивают в несколько раз большие суммы, чем другие. Поэтому одна из задач АИР — просвещение заказчиков. Например, нередко встречаются ситуации, когда фрилансер (или даже некая веб-студия) регистрирует доменное имя сайта, разработанного им на заказ, на себя. И тогда в случае разрыва отношений с исполнителем работ у заказчика могут быть крупные проблемы. Вплоть до необходимости смены имени своего сайта, что очень негативно может сказаться на формировании имиджа компании”. Ситуация, между прочим, далеко не экзотическая. Как ни странно, многие заказчики просто не знают, что у любого доменного имени есть официальный владелец (физическое или юридическое лицо).
В то же время г-н Тригуб отмечает, что многие специалисты веб-студий работают не только ради денег. Поэтому им бывает очень обидно, когда веб-ресурс, в разработку которого веб-мастера вложили немало усилий, заказчик не поддерживает (не наполняет актуальной информацией) и этот ресурс медленно “умирает”.
Неудивительно, что актуальным вопросом для АИР станет постановка системы обучения потенциальных заказчиков веб-проектов. Эта своеобразная миссионерская работа будет посвящена тому, чтобы представители сферы экономики и бизнеса лучше понимали, как использовать и оптимизировать интернет-процессы в своих интересах.
АИР планирует также решать задачу создания системы повышения квалификации интернет-разработчиков и их профессиональной сертификации. Ассоциация будет не только представлять их интересы, защищать права, создавать возможности для развития бизнеса и выхода на международную арену, но и станет гарантом качества исполнения заказов ее участниками. Эту работу планируется начать с создания профессионального кодекса, который поспособствует прежде всего формированию положительного имиджа отрасли и членов АИР.
АИР также собирается проводить мероприятия по обмену опытом, заниматься привлечением инвестиций, сотрудничать с международными коммерческими и некоммерческими организациями, органами госуправления в вопросах повышения эффективности использования Интернета и интернет-технологий.
А ещё намечено формирование системы страхования разработок, благодаря которой АИР сможет гарантировать выполнение контрактов, заключаемых с членами Ассоциации. Будет создана система безопасного контрактования для развития субподряда, когда разработчики смогут заключать договор в электронном виде прямо на сайте АИР. Планируется обеспечить в будущем все условия, чтобы члены АИР могли успешно выполнять проекты любой сложности для государства и бизнеса.
Оправдано ли образование в нашей стране ещё одной специализированной общественной ИТ-организации? “Создание в России новых профессиональных объединений, в частности “Отечественный софт” и АИР обусловлено тем, что у членов уже имеющихся в нашей стране широкопрофильных ИТ-партнерств — НП ППП и АПКИТ — интересы сильно различаются, — заявил генеральный директор компании “1С-Битрикс” Сергей Рыжиков. — К примеру, зарубежных членов этих партнерств совершенно не волнуют вопросы налогообложения в нашей стране разработчиков программного обеспечения. А для разработчиков ПО и других высокотехнологичных компаний, где основная доля затрат приходится на материальное поощрение персонала, вступление в силу с 1 января будущего года федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации...” и замена ЕСН страховыми взносами может вылиться в 20%-ное увеличение расходов и негативно сказаться на бизнесе. Все признают, что закон № 212-ФЗ выгоден в основном только компаниям, добывающим и перерабатывающим сырье (где фонд заработной платы не является основной статьей расходов), но практических шагов, сделанных нашими законодательными органами для неухудшения положения высокотехнологичных компаний, пока, к сожалению, не видно. Что касается АИР, то в эту ассоциацию мы не вступили по той причине, что она объединяет лишь веб-cтудии, работающие с конечными пользователями. Мы же с конечными пользователями не взаимодействуем, а специализируемся исключительно на разработке веб-инструментария”.
У новой ассоциации уже есть юридическое лицо (ООО АИР). В настоящее время идет процесс оформления АИР как некоммерческой организации, ведется совершенствование сайта и регламента вступления. “АИР не является закрытой организацией, — отметил Максим Тригуб. — Её членами могут стать профильные компании. Вопрос о принятии частных лиц в настоящее время находится в процессе обсуждения”.
Член оргкомитета АИР Андрей Зиенко считает, что участниками российского рынка веб-разработок являются более 2000 компаний, насчитывающих в общей сложности около 12 тыс. профессионалов — программистов, верстальщиков, дизайнеров и т. д. По информации аналитического портала веб-разработок CMS Magazine, объем российского рынка веб-разработок достиг в 2008 г. 500 млн. долл. и показывает дальнейший рост. Однако даже в CMS Magazine признают — аналитической информации по этому рынку катастрофически мало и эксперты почти отсутствуют.