Недавние обвинения со стороны ФАС России в неконкурентном поведении входящих в список лидеров российского рынка антивирусного ПО компаний “Лаборатория Каперского” и “Доктор Веб” — события для отечественного рынка экстраординарные, в связи с чем мы предложили публично высказать свое мнение о произошедшем не только этим компаниям, но и их коллегам-конкурентам по цеху.
С сожалением приходится отметить, что нашим предложением воспользовались лишь российские представительства компаний Microsoft и Panda Security. Кроме того, свою позицию относительно факта нарушения “Лабораторией Касперского” части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции (запрет на координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию), зарегистрированного Челябинским УФАС России, ранее высказал в интервью нашему еженедельнику региональный менеджер представительства в России и СНГ компании Trend Micro Михаил Козлов.
Владимир Мамыкин, директор по информационной безопасности компании “Майкрософт Рус”, не ограничился констатацией того факта, что Microsoft в соответствии со своей внутренней политикой не контролирует цены на свои продукты, продаваемые партнерами конечным потребителям, и одобрением конкуренции среди поставщиков товаров и услуг, в том числе и конкуренции по ценам. Он высказал и такое мнение: “Каждая компания вправе гарантировать качество поставляемого товара конечным заказчикам и поэтому вправе решать, кто может обеспечить достойный уровень сервиса заказчику, а кто нет”.
Константин Архипов, руководитель Panda Security в России, признает претензии ФАС к “Лаборатории Касперского” и “Доктору Вебу” с позиций закона оправданными и считает, что руководствуясь законом, ФАС имеет право влиять на всех производителей, которые пользуются понятием “рекомендованная розничная цена”, причём не только в области программного обеспечения. По его мнению, любой производитель, который не дает своим дистрибьюторам возможности продавать дешевле рекомендованной цены, теоретически может быть привлечен к подобным разбирательствам.
Он предполагает также, что исчезновение с рынка “рекомендованной” производителем цены может привести к снижению розничных цен ввиду обострения конкуренции между дистрибьюторами антивирусов, а это в свою очередь повлечет за собой снижение доходности бизнеса дистрибьюторов, а затем — обострение конкуренции между разработчиками и, возможно, приход на рынок новых игроков (отечественных и зарубежных). На его взгляд, обострение конкурентной борьбы прежде всего ощутят те поставщики, продукты которых занимают лидирующие позиции на рынке. “В такой ситуации новые вендоры, в том числе и иностранные, имеют неплохие шансы выхода на российский рынок. Может произойти передел российского рынка антивирусов, но скорее всего лишь на несколько процентов, что, тем не менее, для некоторых поставщиков имеет принципиальное значение”, — заключает г-н Архипов.