На юбилейной выставке Softool'2009 компании, занимающиеся созданием, оптимизацией и продвижением сайтов, были выделены в специальную экспозицию, получившую название “Web-студия’2009”. Из разговоров с представителями фирм, объединенных этой экспозицией и, как правило, являющихся учредителями недавно созданной Ассоциации интернет-разработчиков (АИР), складывается впечатление, что разработка и модернизация сайтов — один из немногих сегментов российского ИТ-рынка, которые даже в кризис демонстрируют положительную динамику. Вообще говоря, в этом нет ничего удивительного: ведь ещё организаторы весенней выставки CeBIT’2009, прошедшей, как известно, под девизом Webciety (акроним словосочетания “The world is becoming a Web society” — “Мир становится сетевым сообществом”), подметили, что сайтостроение, несмотря на непростые экономические условия, находится на подъеме и ныне пронизывает почти все современные ИТ-сервисы. Применительно к нашей стране подкрепим это утверждение фрагментами бесед с руководителями Web-компаний и итогами нашего недавнего онлайн-опроса.
Оценки разработчиков
По общему признанию, самой популярной в России тиражируемой платформой для управления контентом сайтов (в западной терминологии — Content Management System, CMS) является продукт “1C-Битрикс. Управление сайтом”. По оценкам разработчика этой системы, в настоящее время на её основе создано свыше 30 тыс. сайтов. По их же оценкам, продукт “1C-Битрикс. Управление сайтом” ныне взяли на вооружение примерно 73% отечественных Web-cтудий. Кроме студий данный продукт используют фрилансеры и сотрудники, входящие в штат компаний-пользователей. Впрочем, границу между фрилансерами и штатными сотрудниками провести весьма сложно, так как на время разработки сайта фрилансеров нередко зачисляют в штат. Встречаются также случаи, когда фрилансеры создают неформальные группы — своего рода виртуальные Web-студии.
“Каждый месяц этого года объемы наших продаж (в сравнении с аналогичным прошлогодним показателем) растут на 25—30% (в рублях), — утверждает генеральный директор компании “1С-Битрикс” Сергей Рыжиков. — Растут объемы продаж и наших партнеров, на сегодня это свыше 4000 компаний. Приятно отметить, что во время кризиса ни один партнер не разорился. В то же время большинство из них отмечает уменьшение стоимости заказов, но увеличение их общего количества”.
Похоже, что второй по распространенности CMS-платформой в нашей стране является система управления сайтами NetCat. “Сейчас у нашей компании около 900 партнеров, надеемся, что к Новому году этот показатель перевалит за тысячу, — говорит генеральный директор NetCat Дмитрий Васильев. — Известных нам внедрений платформы NetCat насчитывается 13 тыс., но есть довольно много таких пользователей, которые не регистрируются в нашей базе данных или работают на старых версиях системы. Поэтому мы предполагаем, что общее количество Web-cайтов, работающих под управлением NetCat, близко к двадцати тысячам. Кризис очень сильно сказался на количестве новых проектов год назад, в ноябре, декабре и январе. С тех пор продажи NetCat лишь росли, и уже в мае мы вышли на докризисный уровень. Сейчас уровень продаж выше, чем когда-либо ранее. Что касается структуры продаж (соотношения продаж редакций, ориентированных на разные типы сайтов:“визитки”, корпоративные порталы, интернет-магазины и т. д.), то в период кризиса оно почти не изменилось, что нас очень удивило, так как мы ожидали спада сегмента корпоративных сайтов. Но многие партнеры признают, что за те же бюджеты работать приходится больше, чем до кризиса. По нашим наблюдениям, на общем количестве сайтостроителей кризис, как ни странно, сказался мало. Это объясняется тем, что “схлопнуть” Web-студию до одного-двух человек, переведя остальных на сдельную оплату, довольно просто. Фактически компания почти не дышит, но по телефонам отвечает и сайт не закрывает. А вот количество частных разработчиков (фрилансеров) увеличилось ощутимо”.
Третьей по распространенности CMS-платформой в нашей стране, видимо, является разработка ООО “Юмисофт”. Его генеральный директор Сергей Котырев рассказывает: “Нашей компании всего два с половиной года, но, по оценкам аналитиков, на базе наших продуктов — в настоящее время они представлены в двух продуктовых линейках, одна из которых (UMI.CMS SoHo) ориентирована на небольшие Web-студии и индивидуальных разработчиков, а другая (UMI.CMS Pro) предназначена для крупных Web-студий, создающих масштабные высокобюджетные проекты, — уже сделано около 6000 сайтов. Сейчас основными драйверами рынка сайтостроения являются органы государственной власти и учебные заведения, которые стремятся выполнить директивы федеральных и региональных органов. Кроме того, большой рост демонстрируют сайты электронной коммерции (интернет-магазины). Дело в том, что под влиянием кризиса многие традиционные “офлайн-бизнесы”, чтобы снизить издержки, пошли в Сеть. А покупатели двинулись в Сеть, дабы найти там минимальные цены. Что же касается промышленных предприятий, то большинству из них сейчас не до обновления сайтов. По нашим наблюдениям, в результате нынешнего кризиса больше всего пострадали Web-студии, специализирующиеся на выполнении заказов реального сектора экономики. Это печально, но это факт. В целом же под влиянием кризиса клиенты Web-студий стали более чувствительны к цене и потому стремятся выбрать более экономичные решения. Даже в ущерб качеству. До кризиса наши продажи ежемесячно росли на 20—30% (в сравнении с аналогичным месяцем предшествующего года). В IV кв. прошлого года рост прекратился. А теперь он возобновился. Но с меньшей скоростью: примерно 5—10% в месяц. Сейчас у нас работает столько же ключевых сотрудников, сколько и до кризиса. Причем они получают приблизительно те же деньги, что и раньше. Общее же уменьшение численности персонала под влиянием кризиса в нашей компании составило не более 15%. Но мораторий на наём у нас был только с осени до лета, а теперь мы снова растем численно. По нашим оценкам, в России сейчас примерно 5000 Web-разработчиков. При этом за 2008 г. они сделали не более 75 тыс. сайтов (в основном корпоративных)”.
Одним из партнеров “Юмисофта” является сибирское интернет-агентство “Кинетика”, занимающееся разработкой и продвижением сайтов. Руководитель данного агентства Алексей Самойлов сообщил нам, что для его компании девять месяцев этого года оказались примерно в полтора раза успешнее предыдущего аналогичного периода как по количеству выполненных заказов, так и по их общей стоимости. “При этом стоимость заказов (мы реализуем их на платформе UMI.CMS) не увеличивалась и по-прежнему находилась в пределах 100 тыс. руб. Для нас нынешний кризис в определенном смысле сыграл даже положительную роль. Дело в том, что многие московские заказчики в поисках лучшей цены стали обращаться к региональным Web-студиям, аппетиты которых, как правило, ниже столичных”, — пояснил он.
Не жалуются на уменьшение количества заказов и московские Web-cтудии, работающие не в самом высоком ценовом сегменте. “Наша компания существует два года, и кризис на объемах её продаж практически никак не сказался, — говорит генеральный директор компании Adamax Максим Тригуб. — Не изменилась и средняя стоимость создаваемых нами сайтов. Она по-прежнему составляет около 70 тыс. руб.” Заметим, что, как утверждает Сергей Рыжиков, по России средняя стоимость разработки сайта составляет около 3 тыс. долл. (примерно 100 тыс. руб.).
Можно предположить, что четвертой по распространенности CMS-платформой в нашей стране является разработка S.Builder. “К настоящему времени на наших инструментальных средствах создано свыше 4000 сайтов, — отметил генеральный директор S.Builder Дмитрий Новиков.
И далее он выразил своё мнение относительно того, как кризис сказался на создателях и модернизаторах Web-ресурсов: “Многое зависит от того ценового сегмента, в котором конкретный сайтостроитель работает. С одной стороны, существуют фрилансеры (временно нанимаемые по договору люди), готовые создать или модернизировать сайт за 300 долл., а с другой — есть Web-cтудии с именем, запрашивающие за создание высококачественного сайта с уникальным и эргономичным дизайном десятки, а то и сотни тысяч долларов. Так вот, фрилансеры нынешний кризис практически не почувствовали. В какой-то степени он даже сыграл им на руку. Ведь многие заказчики в условиях кризиса оказались готовы пожертвовать качеством своего Web-представительства, лишь бы сделать его подешевле и побыстрее. А Web-cтудиям с именем стало тяжелее, так как количество заказчиков, готовых платить безумные деньги за шедевры сайтостроения, поуменьшилось”.
Дмитрий Новиков заметил, что если в Web-cтудии его компании уровень клиентов и соответственно сложность проектов и стоимость заказов выросли, то их общее количество стало несколько меньше: “Многие из наших потенциальных клиентов в силу ограниченности своих бюджетов пошли по пути создания более дешевых сайтов силами фрилансеров или собственных сотрудников, имеющих опыт Web-проектирования. В то же время под влиянием кризиса численность нашей компании не уменьшилась. Более того — в связи с расширением фронта работ мы активно ищем новых сотрудников”
В то же время глава S.Builder подчеркивает, что от кризиса выиграли далеко не все Web-студии: “Знаю, что у многих дела идут не ахти. Мы, например, получили более крупных клиентов в меньшем количестве, но с большими бюджетами и более сложными задачами, более длинными сроками разработки. Но это удалось далеко не всем. Так что вряд ли можно говорить о том, что все участники рынка Web-разработки сейчас переживают бурный рост. Но в любом случае данный сегмент рынка переносит кризис гораздо легче, чем другие ИТ-сегменты”.
Статистика рынка
Вопрос о структуре или хотя бы общем количестве корпоративных сайтов в нашей стране интересен с точки зрения оценки долей рынка, занимаемых теми или иными CMS-платформами. Но внятного ответа на него, увы, не существует. По данным Ru-Center, на начало ноября в доменной зоне .ru, созданной 7 апреля 1994 г., зарегистрировано 2,45 млн. имен. При этом 77% доменов принадлежит физическим лицам, а 23% — юридическим. Регистрантами в доменной зоне .ru в подавляющем большинстве случаев (95%) являются резиденты России.
“Точных данных о доле госструктур и коммерческих предприятий среди владельцев доменных имен в зоне .ru у нас нет, — сообщили нам в пресс-службе Ru-Center. — Мы можем лишь предположить, что среди этих групп в большинстве находятся коммерческие структуры. Как показывает практика, госучреждения зачастую не уделяют должного внимания регистрации и сопровождению доменных имен (например, забывают продлить срок их регистрации или вообще предпочитают не регистрировать их), а кроме того, нередко регистрируют их через коммерческие предприятия, как, например, было в весьма драматичной ситуации с Пенсионным фондом по Москве и Московской области”. О проблемах, которые нередко возникают из-за невнимательного отношения компаний к регистрации имен своих сайтов, говорят и учредители АИР.
В Ru-Center поясняют: “Получить точные данные о количестве действующих Web-сайтов (в доменной зоне .ru или любой другой) чрезвычайно сложно, так как ситуация постоянно изменяется. К тому же многое зависит от того, чтó понимать под словом “сайт” — действующий ресурс с регулярно обновляемой информацией или просто страничку со статичными данными и набором ссылок. Косвенно на количество сайтов в домене .ru указывает число делегированных доменов, т. е. тех, которым поставлен в соответствие определенный IP-адрес в распределённой системе доменных имён”. По данным Stat.nic.ru, на сегодняшний день из почти 2,5 млн. зарегистрированных доменов .ru делегировано более 2,2 млн. “В ряде случаев есть смысл быть владельцем неделегированного домена, — отмечают в Ru-Center, — Ведь часто в качестве доменов регистрируются товарные знаки. Такого рода домен регистрируется обладателем товарного знака, чтобы на него (домен) никто другой не посягнул. И в этом случае не важно, делегирован домен или нет. Главное, что он зарегистрирован. И об этом есть запись в соответствующем реестре”.
“Недавно компания iTrack провела исследование, в ходе которого были опрошены все домены в зоне .ru на предмет наличия CMS, счетчиков и т. д., — отмечает Дмитрий Васильев. — Так вот, лишь 44% доменов откликнулись в течение пяти секунд! Это очень мало. Получается, что оставшиеся домены либо не работают, либо работают очень медленно. Я думаю, что для реально действующих сайтов используется не больше двух третей зарегистрированных доменов”. Ещё более низкую оценку количества реально действующих сайтов дает Сергей Котырев: “Да, в зоне .ru в настоящее время уже зарегистрировано свыше 2 млн. доменов. Но всего в России, на наш взгляд, 500—600 тыс. действующих сайтов. Однако большинство из них сделаны не на должном уровне и особой ценности для интернет-пользователей не представляют. Статистикой же того, сколько сайтов следует считать серьезными, никто не располагает...”
Мнения пользователей
Из результатов опроса “Развитие корпоративных сайтов в условиях сокращения бюджетов”, проведенного PC Week/RE в октябре (структура его участников приведена на диаграмме 1), cледует, что даже в кризис стремление конечных пользователей создать или обновить свои сайты находится на весьма высоком уровне. Так, например (см. диаграмму 2), лишь 3% участников нашего опроса утверждают, что собираются уменьшить расходы на развитие и поддержку своих сайтов, в то время как 22,2% планируют его радикальное обновление, а 32,3% — косметический ремонт.
Чьими же силами будет производиться модернизация Web-представительств? Из итогов нашего опроса (см. диаграмму 3) следует, что в основном собственными: 65% респондентов утверждают, что сайты их организаций разрабатываются и поддерживаются собственными сотрудниками. Впрочем, достаточно велико (22%) и количество респондентов, утверждающих, что собственными силами ведётся лишь поддержка сайтов, в то время как их разработку осуществляет сторонняя компания.
Казалось бы, из диаграммы 3 можно сделать вывод, что основными конкурентами Web-студий являются не фрилансеры-демпингаторы, а рабочие группы или отдельные умельцы, находящиеся в штате предприятий-заказчиков. Однако тот факт, что доля организаций, самостоятельно занимающихся разработкой и поддержкой сайтов, согласно итогам нашего опроса довольно велика (65%), вызывает у руководителей Web-студий недоумение. “Это очень непонятные для меня цифры, — говорит Дмитрий Васильев. — Думаю, что в сегменте больших и средних компаний такого рода респондентов будет очень мало. У нас, например, подавляющее большинство продаж приходится на студии-партнеры и частных разработчиков (фрилансеров, делающих сайты на заказ). И лишь около 10% покупателей — конечные заказчики. То есть картина прямо противоположная”. Выражает сомнение и Дмитрий Новиков: “Да, самостоятельной поддержкой cайтов действительно занимается подавляющее большинство известных нам компаний-пользователей, — говорит Дмитрий Новиков. — А вот для того, чтобы cоздать новый Web-ресурс, запустить на сайте какие-либо дополнительные возможности или внести в него серьезные изменения, обычно обращаются к услугам Web-cтудий”.
“Все зависит от того, насколько серьезен бизнес респондентов, — отмечает Алексей Самойлов. — По нашему опыту, серьёзные корпоративные клиенты, сделав простые расчёты, понимают, что дешевле отдать 700—1000 долл. в месяц в Москве или 300—500 в Сибири за поддержку сайта на аутсорсинге и иметь возможность привлекать и дизайнера, и программиста, и копирайтера, нежели нести расходы на содержание таких специалистов в штате, что выйдет по крайней мере в три раза дороже”.
Что ж, никакого противоречия тут нет: ведь в нашем опросе большинство респондентов — госучреждения и малый бизнес, а не средний или крупный, который гораздо в большей степени может позволить себе сравнительно недешевые услуги Web-cтудий.
Представляет интерес диаграмма 4, из которой следует, что в полной мере удовлетворены своим корпоративным сайтом лишь 10,1% наших респондентов. Совершенно неудовлетворенных — ровно вдвое больше (20,2%). Основная же масса участников нашего опроса (66,7%) придерживается “срединного” мнения: “В целом удовлетворены, но есть над чем поработать”.
А чего ради, собственно говоря, работать? Ответ на этот вопрос дает диаграмма 5. Из неё видно, что в большинстве случаев (66,3% ответов) сайт организации является визитной карточкой компании. И лишь в 19,8% случаев утверждается, что сайт организации является инструментом поддержки операционной деятельности. Очевидно, такое распределение мнений во многом отражает структуру респондентов, среди которых 47% являются сотрудниками госучреждений.
Впрочем, вполне возможно, что именно госструктуры являются сейчас основными потребителями CMS-инструментария. Особенно после выхода в свет распоряжения Правительства РФ № 1555-р от 17 октября 2009 г., в котором утвержден план перехода федеральных органов исполнительной власти к предоставлению государственных услуг и исполнению госфункций в электронном виде. Однако пробиться на рынок госзаказов не просто. “Мы в своё время пытались сунуться на этот рынок, — говорит один из участников выставки Softool’2009. — Но в результате потеряли более 100 тыс. руб. и полгода времени работы. На всех тендерах нас “сливали”. Причина проста: откаты, на которые мы не соглашались”.
Примечательно, что лишь 5% наших респондентов сообщили о том, что их организации вообще не имеют корпоративного сайта. Поэтому можно предположить, что процесс обзаведения сайтами отечественных предприятий и учреждений завершен и на сегодня главной задачей является повышение качества этих сайтов и расширение их функциональности. В том числе за счет перехода на более мощную CMS-платформу.
Интересный взгляд на эволюцию корпоративных сайтов имеет Сергей Котырев: “Свой первый сайт владельцы компании стараются сделать как можно дешевле — силами собственных сотрудников или студента-сына своего сотрудника. Такой сайт, как правило, получается плохим. Второй сайт стараются сделать лучшего качества и обращаются к недорогим специалистам (или обучают своего сотрудника на курсах). При разработке третьего сайта владельцы компании или её топ-менеджеры обращаются к более опытным и дорогим специалистам, возможно даже к Web-студиям. Судя по вашей статистике (65% респондентов утверждают, что сайты их организаций разрабатываются и поддерживаются собственными сотрудниками), у респондентов еще только первый сайт и они в нем еще не разочаровались”.
А вот мнение сибиряка Алексея Самойлова: “Внутренняя оптимизация сайта — это по сути исправление недочётов тех Web-мастеров, которые в силу узкой специфики своей деятельности не всегда следят за особенностями алгоритмов поисковиков”. Интересно отметить, что посещение мероприятий типа “Как оптимизировать сайт” обходится посетителю в сумму, сопоставимую со стоимостью разработки среднестатистического сайта, которая, как уже говорилось выше, составляет около 100 тыс. руб.