В начале декабря, видимо, чтобы поразить акционеров дополнительными успехами в конце года, операторы “Скартел” и “ВымпелКом”, действуя через дочерние компании, запустили в тестовую эксплуатацию свои сети мобильного телевидения на базе протокола DVB-H. Причем только на территории Москвы: движение за МКАД обе компании пока “изучают”, как скромно говорят их официальные представители. Кроме того, ни та ни другая компания не представила четкой и продуманной бизнес-модели использования таких сервисов: для них этот бизнес не основной, и перспектива его развития остается туманной.
Как мы и предполагали, запуск мобильного ТВ по DVB-H в настоящий момент не имеет никаких оснований, кроме как наконец-то начать вещание, хоть и в тестовом режиме, на давно смонтированном и запущенном оборудовании. Пусть даже пока это и не приносит компаниям какой-либо финансовой отдачи, но такой процесс хотя бы позволит привлечь на свою сторону производителей мобильных терминалов с модулями DVB-H и стимулировать их к тому, чтобы поставлять в нашу страну больше моделей с поддержкой именно этой технологии.
Механика подключения к сервису у операторов разнится. “ВымпелКом”, как оператор мобильной связи, разумеется, заинтересован в том, чтобы если не увеличить таким образом свою абонентскую базу, то по крайней мере сформировать небольшую лояльную услуге аудиторию. Поэтому его система управления мобильным ТВ представлена в виде приложения, которое записывается на SIM-карту. Новые абоненты, пожелавшие приобрести терминал с поддержкой DVB-H в офисе оператора, получат эту “симку” по умолчанию, всем остальным предложено поменять свою “старую” карту на новую в офисах компании в Москве. “Скартел”, видимо, предусматривает другой подход: приложение будет записываться в любой имеющийся у пользователя терминал, чьи характеристики позволят ему принимать сигнал по DVB-H. В обоих случаях еще довольно долго такое телевидение будет бесплатным, поэтому о биллинговых решениях обе компании даже не задумываются.
В настоящий момент мобильное ТВ принимают только два терминала — Samsung P960 и Nokia N96. При этом “ВымпелКом” будет работать лишь с трубкой Samsung, во всяком случае первое время, в то время как “Скартел” не против любого телефона, который предъявит пользователь. Самое забавное, что DVB-H не будут поддерживать ни продаваемая компанией HTC модель 4G Max, ни планируемая к выпуску Cosmos.
Наполнение мобильного ТВ по DVB-H оставляет желать лучшего. “Скартел” предлагает стандартный набор эфирных каналов — “Первый”, “Россия”, “Вести”, “Бибигон”, “НТВ”, “Пятый”, “Муз-ТВ” и “7ТВ”. У “ВымпелКома” набор чуть больше: к этому перечню компания добавляет GamelandTV, RUТВ, А1. Откровенно говоря, не густо, в любом пакете для стандартной домовой антенны каналов куда больше. Никакого специального контента в виде спортивных роликов, “нарезки” новостей с разных каналов, видеоподкастов, адаптированных для небольшого экрана, предложено не будет.
Единственный плюс подобного телевидения — высокая скорость передачи информации, не забитая потоком данных от множества пользователей (вещание ведётся по принципу “точка — многоточка”), а также возможность смотреть телепередачи в автомобиле, попавшем в пробку. Скорее всего водители это нововведение оценят. Но не более того.
Будут в городе и свои “мертвые зоны”: ни “Скартел”, ни “ВымпелКом” не планируют запускать вещание DVB-H в метро — там, где целевая аудитория такого сервиса скучает по два часа в день, двигаясь из дома на работу и обратно. Однако с коммерческой точки зрения это разумно — стоимость такого внедрения действительно превысила бы все разумные бизнес-кейсы операторов связи.
Без сомнения, увеличение контент-услуг, связанных с использованием мобильного терминала, лишь повысит привлекательность новых скоростных сетей для передачи трафика. Но для того, чтобы проекты DVB-H стали привлекательными для пользователей, им необходимо не только предложить удобный способ просмотра широкого спектра передач, но и заинтересовать наполнением — тем, что сложно или дорого получить на обычном ТВ-приемнике. Спектр минимальных сервисов должен включать в себя заказ видео из контент-бибилиотеки, просмотр спутниковых каналов, новостной агрегатор с переводом на русский язык, дополнительные контент-сервисы (к примеру, трансляцию с камер видеонаблюдения для водителей), а также интерактивное управление с помощью виртуального телевизионного пульта, в который превратился бы “мобильник” абонента. Смогут ли реализовать эти варианты оба оператора, мы узнаем в самом ближайшем будущем. Пока что в этом есть обоснованные сомнения.