15 декабря японское информационное агентство “Кёдо” сообщило о существенном сокращении бюджетных расходов страны на реализацию амбициозного национального проекта по созданию самого мощного в мире суперкомпьютера нового поколения. Соответствующие работы финансируются министерством образования, культуры, спорта, науки и техники Страны восходящего солнца (MEXT).
Решение о замораживании 26,7 млрд. иен (около 300 млн. долл. по текущему курсу обмена), которые запрашивались из бюджета на реализацию проекта в 2010 г., было принято министерством в середине декабря, после того как состоявшаяся за месяц до этого правительственная дискуссия, призванная изыскать возможности для снижения нагрузки на госбюджет, признала национальный суперкомпьютерный проект расточительным.
Стремление к сокращению избыточных бюджетных расходов вполне естественно, особенно с учетом нынешних неблагоприятных экономических условий. Но только через три года после старта проекта японские чиновники задались в общем-то законным вопросом: “Почему будущий суперкомпьютер непременно должен быть самым быстрым в мире?” Другой возникший у них вопрос более прагматичен: “Что такой суперкомпьютер может внести в каждодневную жизнь людей?”
Похоже, руководители и исполнители проекта не смогли убедительно ответить на эти простые вопросы. Возможно, в Японии поняли также, что поставленная цель изначально трудно достижима в условиях, когда другие страны, в первую очередь США, тоже работают над созданием сверхмощных суперкомпьютеров.
В последнюю версию Top500 входят 16 высокопроизводительных систем из Страны восходящего солнца. Наиболее мощная из них — Earth Simulator SX-9/E/1280M160 — занимает только 31-ю позицию в рейтинге и уступает по производительности самым продвинутым системам из США, Китая, России и Франции.
Сокращение финансирования — это не первая сложность, возникшая на пути реализации национального суперкомпьютерного проекта. Напомним, что из числа участников проекта вышли компании NEC и Hitachi, в результате чего его руководству пришлось оперативно менять конфигурацию создаваемой высокопроизводительной системы. Отказавшись от участия в амбициозном проекте, NEC в ближайшее время будет заниматься в области суперкомпьютерных технологий решением более скромных по масштабам задач.
В середине ноября, в частности, было объявлено о заключении партнерского соглашения между NEC и Intel в сфере высокопроизводительных вычислений. В ходе первого этапа сотрудничества усилия обеих компаний будут сконцентрированы на разработке программных и аппаратных решений, призванных расширить пропускную способность подсистемы памяти, и на улучшении масштабируемости платформ, базирующихся на процессорах Intel Xeon. NEC должна привнести в решение этих проблем свой многолетний опыт создания компьютерных систем, основанных на векторных вычислениях.
Секвестирование бюджета японского суперкомпьютерного проекта, естественно, должно сказаться и на сроках его завершения: представители MEXT высказали предположение, что США разработают свою вычислительную систему, эквивалентную по производительности будущему японскому суперкомпьютеру, раньше. Одновременно чиновники министерства заявили о том, что альтернативой самому мощному суперкомпьютеру нового поколения может стать масштабная вычислительная система, связывающая в единую сеть уже действующие в стране суперкомпьютеры, — своего рода “виртуальный супервычислитель”. Построить такую сеть MEXT намеревается поручить национальным университетам и исследовательским учреждениям.
Однако в сообщении “Кёдо” от 17 декабря говорится о новом (а скорее, возвращении к старому) сценарии развития проекта создания суперкомпьютера: министр финансов и другие члены японского правительства все-таки согласились выделить в 2010-м на него 22,8 млрд. иен (т.е на 5 млрд. иен меньше запрашивавшейся суммы), правда с оговоркой об исключительности ситуации. Данное решение кабинета министров принято в ответ на критические выступления авторитетных ученых страны, в том числе лауреатов Нобелевской премии, и представителей деловых кругов, которые считают создание суперкомпьютера нового поколения важным условием грядущего развития Японии.
Правда, критически настроенные наблюдатели отмечают, что столь быстрое изменение позиции правительства в отношении национального суперкомпьютерного проекта свидетельствует лишь об отсутствии у руководителей страны четкого понимания реальных потребностей японского общества.