Несмотря на мировой финансовый кризис, потенциал роста российского рынка интернет-доступа остается притягательным для производителей из других стран. В конце января о своем решении выйти на него объявила турецкая компания AirTies, которая самостоятельно разрабатывает и продвигает на рынке электронные устройства широкополосного доступа для провайдеров, малого и среднего бизнеса и домашних пользователей в четырех основных категориях. Зона интересов AirTies — “железо” для высокоскоростного доступа в Интернет, беспроводные локальные сети (WLAN), интернет-телефония (VoIP) и интернет-телевидение (IPTV). А вот о WiMAX/Wi-Fi или UMTS/Wi-Fi компания ничего не говорит, хотя позиционирует себя как производителя решений именно беспроводной связи для “умных домов”. Отметим, что в середине 2009-го фирма начала операции на Украине, еще раньше — в Греции. Правда, оборот её невелик — 60 млн. долл. в прошлом году.
Основная новация AirTies, по словам её руководства, — это готовность “железа” компании грамотно организовать подключение новых устройств к беспроводной сети дома или офиса из сектора СМБ (средний и малый бизнес). Очень вероятно, что AirTies действительно увеличила радиус беспроводного покрытия своих хотспотов в бетонных зданиях (обычно это делается за счет простого повышения мощности), а простота построения частной сети “одним нажатием кнопки” обеспечена за счет и правда удобного мастера настройки решения, локализации всех систем управления на русском языке, а также добавления в свои устройства настроек более чем 195 российских интернет-провайдеров. Кроме того, в решениях AirTies реализован интересный функционал по автоматической переконфигурации сети, когда все связанные друг с другом сетевые устройства при изменении настроек перезагружают к себе новые правила и установки оперативно и самостоятельно. Хотспоты AirTies можно использовать как USB-хосты для подключения сетевых устройств и внешних жестких дисков — отдельные радиомодули для этих устройств стоят куда дороже. Шифрование при работе с “беспроводкой” включается автоматически и “прозрачно” для авторизованных пользователей. Но какого-то очевидного прорыва в организации локальной беспроводной сети не отмечено: у других игроков рынка подобные решения тоже есть.
Продажами в России AirTies будет заниматься по смешанной модели. Основные каналы сбыта — обычная розничная сеть и целевые корпоративные поставки. Региональным дистрибьютором фирмы в России избрана компания “Технотрейд”. Кроме того, по-видимому, решен вопрос с гарантийным обслуживанием: еще летом 2009 года, когда AirTies изучала условия работы на российском рынке, речь шла о совместных действиях в этом направлении с “Сетью компьютерных клиник” (70 точек присутствия в 53 городах России), и эта информация была подтверждена на состоявшейся в Москве пресс-конференции. Правда, тезис о том, что “Сеть компьютерных клиник” ”...способна заменить любой продукт AirTies всего за пять дней на всей территории России” (как это указано в официальном пресс-релизе), вызывает известную долю скепсиса: для этого нужная товарная позиция должна быть на местном складе либо за данный срок туда доставлена. О партнерстве с операторами связи, которые могут продавать “железо” в комплекте с тарифным планом, генеральный директор AirTies Бюлент Челеби предпочел не говорить, ограничившись замечаниями о том, что “переговоры идут — мы находимся на стадии тестирования оборудования”. Как показывает практика, такое тестирование может годами длиться с десятками операторов и так и не выйти на сколь-нибудь значимые поставки: слишком жесткая конкуренция и по цене, и по условиям поставок.
Неясным осталось также, за счет каких конкурентных преимуществ AirTies сможет в первый же год работы занять 10% российского рынка по количеству устройств беспроводного широкополосного доступа, — Эврим Онк, директор компании AirTies по международным розничным продажам, загадочно улыбалась и повторяла, как мантру, что всевозможные “D-Link, Netgear и Huawei тоже были в Турции, однако нам удалось их победить”, и вполне традиционно приводила в пример тот факт, что у AirTies “4 млн. счастливых клиентов” (эта цифра с середины 2009 года, когда компания выходила на рынок Украины, почему-то не меняется).
В любом случае завоевать рынок компании AirTies помогут, конечно, ее небольшие размеры (в головном офисе работает всего 180 человек, из которых треть занимается R&D), концентрированная линейка именно беспроводных решений, а также тщательное изучение местных рыночных условий. Но будет ли оправдан оптимизм руководства AirTies относительно положения дел в России с её специфическими правилами ввоза телекоммуникационной техники (продукции AirTies, к слову, в списке на упрощенную регистрацию пока нет), большими расстояниями и суровыми условиями эксплуатации — покажет время. Совершенно точно можно сказать, что без партнерства с крупными торговыми сетями и операторами связи захватить даже один процент рынка представляется практически нереализуемой задачей.