Первое заседание Совета по региональной информатизации началось в конгресс-центра МТУСИ 1 июня с минимальным опозданием в семь минут. Зал был заполнен примерно наполовину — места почти сплошь заняли немногословные мужчины в костюмах и галстуках. Любопытно, что указания руководителя аппарата Правительства РФ Сергея Собянина и министра связи и массовых коммуникаций РФ Игоря Щёголева они фиксировали... с помощью блокнотов и ручек — персональных компьютеров в “боевом” режиме заметно практически не было.И это при том, что речь на мероприятии шла речь о переводе региональных госуслуг в электронный вид.
Кстати, образованием аудитории в сфере ИТ пообещал заняться сам министр: “Обмениваться мнениями мы будем ежемесячно, но для этого мы будем использовать исключительно электронные каналы и средства связи. На несколько десятков регионов [мощности нашего решения по видеосвязи], наверное, не хватит, а вот на два-три — вполне”.
Несмотря на тот факт, что российские граждане, посещающие Сеть хотя бы время от времени, потенциально готовы к использованию госуслуг в электронном виде, Россия, по данным отчета The Global Information Technology Report 2009-2010, занимает лишь 80-е место по уровню готовности к их введению в реальную эксплуатацию. Наши соседи по этому рейтингу — Тринидад и Тобаго, а также Сальвадор, что о многом говорит человеку, знакомому с экономическим положением государств. Причем нам далеко не только до Сингапура, где собственный бизнес можно зарегистрировать в электронном формате за несколько часов, но даже до Эстонии, где за четыре года было не просто переведено в электронный вид, а оттестировано и запущено 700 госуслуг. Очевидно, этот разрыв не ликвидировать даже за пятилетку.
Однако надо сказать, что до конца года Высшая школа экономики совместно с Минкомсвязи и Росстатом разработают методику расчетов рейтинга регионов по уровню информатизации, одной из задач которого станет... повышение места России в международных показателях по внедрению ИКТ. Регулирующим органам хочется самостоятельно определять уровень своего прогресса на мировой арене…
Постановка задачи
“Главная задача Совета — координация деятельности различных министерств и ведомств, — заявил Сергей Собянин, тем самым задавая тон дискуссии. — Это ключевой орган по координации деятельности и обмену опытом. У нас есть субъекты, которые продвинулись очень далеко — они отладили межведомственное взаимодействие и предоставление госуслуг”. Но их, с грустью констатировал он, не так много.
Как показывает практика, основные сложности с введением электронных услуг связаны, как вполне понятно, с тем, что чиновники не проявляют здесь энтузиазма. Ведь при должном функционировании таких услуг большинство сотрудников министерств и ведомств, а также региональных администраций превращаются из “небожителей”, от которых зависит судьба и скорость предоставления документа, в обслуживающий персонал электронной системы документооборота. Причем повлиять на скорость ее работы они не могут — в “обезличенном” и жестко регламентированном цифровом пространстве невозможно проявлять дискреционную власть.
Еще одна проблема, о которой упомянул г-н Собянин, как раз является производной от этого — никак и пока никем не регламентировано количество госуслуг на локальном уровне и, самое главное, число документов, которые требуются для их предоставления. “В одном регионе для получения документа необходимо пять справок, в другом аж десять”, — возмущался глава Администрации. Но дальше призывов — подчеркну: призывов, а не прямого приказа стандартизировать ситуацию — дело пока не сдвинулось.
Объяснение здесь простое: в российском государстве нет и намеков на единую систему документооборота. “Жаль, что у нас каждое ведомство стремится создать собственную, закрытую от других ведомств СЭД, — с грустью комментировали выступления первых лиц отрасли мои соседи по зрительному залу. — Проще было бы построить все с нуля, хотя бы были видны сроки и на единой платформе можно было бы отловить все технические сложности. Но не получится — ведь тогда надо признать, что все ранее затраченные на эти системы деньги были “вбуханы” впустую”. Здесь даже не надо приводить высказываний ответственных сотрудников ФГУП “Санкт-Петербургский Информационно-Аналитический Центр”, широко растиражированных в Сети, — и так понятно, что скорость проникновения цифровых технологий в деятельность госорганов оставляет желать лучшего.
В отдельных регионах, правда, пытаются построить свои порталы госуслуг самостоятельно. К примеру, в Санкт-Петербурге или Башкирии это в какой-то степени удалось, часть этого функционала интегрирована даже в единый госпортал: пользователь попадает туда, если выбирает соответствующий регион проживания (так называемый региональный реестр госуслуг). Но и там автоматизирована весьма небольшая часть подобных сервисов — скажем, через электронную приемную можно записаться на подачу заявления на регистрацию брака или оформить заявление на получение пособий на ребенка. Гражданин должен лишь заполнить специальную форму на сайте, дальше система сама обработает запрос, сформирует требуемый пакет документов, а гражданину надо будет только прийти за самой банковской картой с уже зачисленными на нее средствами. Даже если это и работает корректно, то все равно такие сервисы — “разового” действия, с постоянными запросами дело обстоит не в пример сложнее.
“Наверное, все в курсе, что мы внесли определенные изменения в показатели деятельности министерств и ведомств”, — отметил г-н Собянин в попытке “подбодрить” присутствовавших на мероприятии чиновников — теперь их электронный компонент деятельности считается важнейшим. “По тому, как вы будете двигаться в направлении автоматизации и предоставления электронных госуслуг гражданам, будет оцениваться деятельность того или иного субъекта РФ”, — сказал он сурово. И немедленно обозначил, чего он ждет в самом ближайшем будущем: “Основные услуги муниципалитета — образование, здравоохранение и ЗАГС — это первоочередное, что надо автоматизировать. Ежегодно мы получаем по всей стране сотни миллионов запросов по этим направлениям, и все это должно быть переведено в электронный вид. Даже прохождение пары этапов не вручную, а в автоматизированном виде ведет к серьезному снижению издержек госвласти на местах. Правда, необходимо еще и модернизировать там работу с такими запросами, сделать ее полностью прозрачной — без этого никакого электронного формата не получится”.
“Нам необходима рабочая среда межведомственного электронного взаимодействия, — поддержал г-на Собянина министр Щёголев. — Заявления граждан не должны, приходя по электронным каналам, попадать в руки сторонников бумажной бюрократии. Надо, чтобы они сразу попадали в информационную систему”. Но конкретику по подключению, сопряжению с системой ГАС “Управление” и остальным прикладным вопросам он предложил изложить в социальной сети для чиновников Регионалочка.ру, пообещав в целом, что в том или ином виде в электронный документооборот все ведомства должны “активно включиться” до конца 2010 г. Хотелось бы в это, конечно, верить, но пока это получается с трудом.
Многострадальные gosuslugi.ru
Единой точкой входа для граждан, жаждущих получить госуслуги в электронном формате, остается портал gosuslugi.ru. Он размещен в дата-центре М-10 (один из узлов московской сети дата-центров компании “РТКомм”, входящей в группу компаний “Ростелеком”), и этот портал ежедневно посещает 32 тыс. человек, число регистраций в “Личном кабинете” — порядка 90 тыс.
В своем выступлении на Совете генеральный директор компании “Ростелеком” Антон Колпаков отметил, что в настоящий момент на портале госуслуг развернуто “45 видов госуслуг в форме интерактивных сервисов”. Однако, как известно, большинство из них предназначено только для юридических лиц и ИЧП. Но в “Ростелекоме” парируют: все подобные сервисы реализуются исключительно на основании распоряжения Правительства РФ №1555-р от 17 октября 2009 г. Давайте посмотрим этот замечательный документ — благо там есть специальная таблица со сроками их реализации.
Все услуги планируется внедрять в пять этапов. Если первый предполагает “завершение размещения информации о государственной услуге и государственной функции в сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)”, то пятый — “обеспечение возможности получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом”. Есть там и промежуточный вариант — третий этап, предусматривающий “обеспечение возможности для заявителей в целях получения государственных услуг (функций) представлять документы в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)”.
Итак, рассмотрим самый полезный функционал из 74 приоритетных госуслуг — пойдем сразу по списку, который представлен в плане перехода на оказание госуслуг в электронном виде. К примеру, “Прием налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц” — третий этап со сроком реализации в мае 2010 г. Возможно ли сейчас, в июне, подать именно с портала документы в электронном виде? Нет, только с сайта налоговой службы, да и то при установке дополнительного ПО. Еще один сервис — государственная регистрация физических лиц в качестве ИЧП (третий этап пройден в марте 2010 г.). Опять реализован частично — для работы сервиса надо тоже загружать дополнительное ПО. Государственный технический осмотр транспортных средств — третий этап пройден в феврале 2010 г. На всю столицу есть только один пункт ГТО, на который предлагается записаться, — в САО. Список пунктов не меняется уже полгода. Для сравнения: в Тверской области таких пунктов шесть, и для осмотра на каждый из них можно записаться в электронном виде. В любом случае, даже этот минимум предоставляется не на портале госуслуг — нас “перекидывают” на сайт gibdd.ru, где этот функционал и реализован в весьма ограниченном режиме. Вывод: сервис не работает должным образом. Наконец-то появилась возможность проверки штрафов из единой базы ГИБДД. До этого момента в течение двух кварталов сервис полностью не функционировал. Правда, как отмечают некоторые пользователи у меня в блоге, штрафы из региональных баз там не “отлавливаются”.
Но может быть, с сайта госуслуг можно отправить “Заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии”? Не совсем. Только если подписать его электронной цифровой подписью Удостоверяющего центра Пенсионного фонда. А формально третий этап услуги реализован еще в марте 2010 г. Но что толку, если она не работает? А вот информирование застрахованных лиц о состоянии их персональных лицевых счетов в системе пенсионного страхования работает, третий этап тоже был в марте 2010 г.
Чуть лучше на начало лета ситуация у УФМС — к примеру, работает оформление, выдача, замена и учет выданных паспортов гражданина РФ в пределах РФ и за границей, третий этап реализован в марте 2010 г. Работает и “Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства”. Недавно (в июне) заработал-таки сервис по оформлению приглашений на въезд в РФ, а также по принятию решений о выдаче виз иностранным гражданам (между тем третий этап был пройден еще в марте 2010 г.). Хотя, выложенные в Сеть документы явно не адаптированы для веба — к примеру, в инструкции к одному ходатайству есть такая фраза: “ХОДАТАЙСТВО заполняется на пишущей машинке или принтере заглавными буквами четким шрифтом (размер 12 пт)”. Очень смешно, поскольку эта приписка стоит внизу веб-формы — может быть заполнена исключительно на компьютере и передана в электронном виде. Кроме того, отмечено, что “в ходатайстве... ставится.. подпись [ответственного лица], которая скрепляется печатью организации”. Опять же, как это реализовать на портале госуслуг, неизвестно.
Кстати, многие полезные услуги будут реализованы еще не скоро. Так, предоставление информации о документах об образовании (для проверки подлинности бланков) — только в сентябре... 2011 г. Организация общей БД с информацией о квалификации медицинских работников — в ноябре, а Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — в октябре 2010 г. И совершенно не факт, что все это будет работать гладко. В целом, читая этот список, удивляешься тому, насколько он странный: в который раз создается впечатление, что туда “свалили” множество сервисов, автоматизированных хоть в какой-то степени, а вывод их на единый госпортал дает возможность заработать “очки” во внутриведомственном состязании. Однако это позволяет г-ну Щёголеву заявлять, что “уже 19 органов федеральной власти предоставили на портал 45 видов госуслуг”. Но ни о какой полезности многих подобных сервисов речи не идет.
В целом, после получения технической консультации от специалистов Минкомсвязи и “Ростелекома”, наше впечатление о неоднозначности проекта госпортала только подтвердилось. Судите сами: г-н Колпаков сообщил, что “в настоящий момент у нас организовано 15 каналов защищенной связи и столько же органов госвласти подключено к порталу госуслуг. 22 вида госуслуг предоставляются удаленно”, остальные “живут” непосредственно на портале. Таким образом, “зона ответственности “Ростелекома” заканчивается на уровне функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ); организацию функционирования сторонних сервисов обеспечивают ответственные за предоставление услуг ведомства”, — значится в письменном ответе, который мы получили. Не вдаваясь в детали, там ответили, что “варианты организации поддержки сервисов могут быть разными, но это уже вне зоны ответственности “Ростелекома"”. Кто ж спорит. “При этом стоит отметить, — отметил г-н Колпаков, — что функциональность СМЭВ позволяет осуществлять мониторинг внешних сервисов и производить их отключение в случае неработоспособности”. Однако, добавил он, “срок исправления конкретных сервисов зависит в большей степени от ведомств, ответственных за предоставление услуг”. Вот вам и замкнутый круг без сроков и с “размытой” ответственностью, ведь “нормативы простоя сервисов определяются и регулируются соглашениями с ведомствами, ответственными за функционирование этих сервисов”. А документы эти не публичные.
Правда, есть и перспектива. К примеру, для упрощения взаимодействия с порталов разрабатывается ряд сервисных функций “Личного кабинета”, таких как создание заявления на основе предыдущего и аналогичных, которые позволят облегчить повторное заполнение форм. Как только заработает госпрограмма “Информационное общество”, будут доступны различные варианты организации автоматического заполнения полей в заявлениях — к примеру, через введение номера идентификационной карты. Ну и будет разработана система мониторинга исполнения запросов пользователей, которая должна обеспечить фиксацию не только запросов на госуслуги, но и ответов по этим запросам — чтобы не запрашивать несколько раз одну и ту же бумагу. Но сроки реализации этих полезных дополнений, к сожалению, постановлениями правительства не регламентируются.