Компания Microsoft и Современная гуманитарная академия (СГА) подписали соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает открытие во всех филиалах вуза центров по подготовке специалистов в рамках международной программы “ИТ-академия Microsoft”.
Пройти обучение информационным технологиям по курсам корпорации смогут студенты, преподаватели, государственные служащие, а также самые широкие слои населения — безработные, сотрудники предприятий СМБ и т. д. Полученные в результате обучения знания позволяют слушателям сдать экзамен на международный сертификат ИТ-профессионала или пользователя.
Программа Microsoft существует в России с апреля 2004 г., и за это время к ней присоединилось более 200 учебных заведений, однако полномасштабное вступление в нее СГА в компании считают в каком-то смысле поворотным моментом. Чтобы понять причину такого отношения, нужно сказать несколько слов о том, чем же сегодня является Современная гуманитарная академия.
Для кого-то это окажется откровением, но основанное в 1992 г. негосударственное аккредитованное частное образовательное учреждение СГА на текущий момент — это крупнейшее высшее учебное заведение в России и в Европе, в котором обучается свыше 160 тыс. студентов. СГА первой из российских вузов широко применила дистанционные образовательные технологии и сегодня представляет собой распределенный мега-вуз, включающий сеть центров доступа к академическим ресурсам, расположенным в географически отдаленных городах и поселениях и объединенных телекоммуникациями, экстерриториальным профессорско-преподавательским составом, образовательным контентом, цифровой библиотекой и информационной системой академического администрирования.
По словам президента СГА Михаила Карпенко, сейчас вуз располагает сетью, охватывающей 142 филиала в российских городах и примерно тысячу небольших центров обучения — как правило, в сельской местности.
СГА и Microsoft в рамках “ИТ-академии” и раньше были связаны определенными отношениями. 30 филиалов в большей или меньшей степени уже успели поучаствовать в программе, и в них за последние пять лет курсовое обучение ИТ прошли более 5600 слушателей. Однако теперь отношения вуза и международной корпорации оформляются в виде так называемого академического альянса, который охватит все 142 филиала. Все они получат лицензионные льготы на установку ПО Microsoft на учебные компьютеры, доступ к электронным методическим материалам, а также право проводить курсы по образовательным программам компании.
Примкнут ли к программе центры обучения СГА низшей иерархии — вопрос пока открытый. Со слов г-на Карпенко можно было понять, что он сторонник поэтапного решения задач, однако в том, что он эволюционным путем будет стремиться увеличить зону охвата проекта, сомневаться также не приходится. Уровень понимания проблем отечественного образования президента СГА вообще заслуживает отдельного рассмотрения.
По утверждению Михаила Карпенко, сейчас российская образовательная система стоит на пороге революционных изменений — готовится так называемый интегральный закон для ее регулирования. (Г-н Карпенко входит в специальную экспертную группу как при Госдуме, так и при Совете Федерации, поэтому имеет основания утверждать, что принятие этого закона может состояться уже в нынешнем году.) В частности, ожидается, что вузам будут даны некие лицензии для работы со средними образовательными учреждениями, а скорее всего, и со школами. Имея на руках такую лицензию, г-н Карпенко намерен немедленно распространить опыт СГА по созданию распределенной учебной сети также и на подшефные организации.
Для чего это нужно, становится понятно, когда узнаешь статистические данные по малокомплектным школам. Со слов г-на Карпенко, за последние годы в России таковых было закрыто порядка 20 тыс.
С одной стороны, большую их часть содержать было действительно немыслимо — нельзя в деревне, где всего 30—50 учеников, поддерживать работоспособный учительский состав из 80 человек. С другой стороны, просто закрыть школы, не предложив ученикам адекватной альтернативы, принципиально неправильно. По нормам Конституции и в соответствии с действующим законом об образовании, граждане должны иметь возможность получать образование по месту своего проживания.
Выход, по мнению г-на Карпенко, безальтернативен — использование информационных технологий и схем дистанционного обучения.
Рассуждая о роли ИТ в образовании, президент СГА также коснулся еще одной интересной темы. По его словам, в настоящий момент их учебные центры развернуты в 39 колониях и примерно в 30 воинских гарнизонах страны (среди них даже один центр на Новой земле, где когда-то была испытана водородная бомба).
В таких местах ведение обучения имеет свою очевидную специфику. Например, считается, что защищать диплом человек может только в лицензированном здании. Соответственно выходит, что заключенного для завершения его высшего образования нужно этапировать в вуз.
При этом образование в тюрьмах — отнюдь не пустой звук. По уверению г-на Карпенко, ему недавно пришли данные из их центра в колонии Ульяновской области, по которым оказалось, что арестанты, ставшие студентами, в сто раз реже нарушают внутреннюю дисциплину. То есть люди настолько ценят возможность получения образования, что становятся идеальными заключенными.
(Кстати, в тех же не столь отдаленных местах г-ну Карпенко сообщили, что дети матерей с высшим образованием в 10 раз реже совершают преступления насильственного характера. Это к вопросу о том, зачем государству вкладывать деньги в образование людей, которые по профессии работать, скорее всего, не станут, — будущих домохозяек и пр.)
Так или иначе, образовательные технологии позволяют проникнуть в те места, куда обычным способом попасть очень непросто, и СГА намерена обратиться к Microsoft за консультацией и поддержкой в решении множества технических вопросов.
Как можно было заметить, президент Microsoft в России Николай Прянишников с большим интересом отнесся к инициативам и планам СГА. По его уверению, для компании стратегическим приоритетом является работа со всей системой образования (будь то школы, профессиональные училища или даже тюрьмы) — у людей, находящихся в гарнизонах или за колючей проволокой, есть свободное время, и использовать его именно для учебы очень верно, считает г-н Прянишников. Поэтому, по его заверению, компания готова обсуждать все затронутые вопросы и станет искать пути для оказания содействия в их решении.