Хроническая непрозрачность российской экономики в целом и бизнеса отдельных компаний и организаций в частности наряду с ведением двойного учета там, где предпринимаются попытки играть в прозрачность, сильнейшим образом затрудняют исследования состояния в стране того или иного ИТ-направления. Когда же дело касается такой деликатной области, как информационная безопасность (ИБ), маркетинговые исследования вообще превращаются в искусство.
По вышеизложенным причинам редакция PC Week/RE искренне благодарит каждого из 87 специалистов, занимающих разные должностные позиции в разных компаниях, откликнувшихся на наше предложение принять участие в опросе на тему “Структура ИБ-бюджетов компаний, работающих на территории России”. Ведь изначально к проведению опроса по этой теме скептически (предполагалось, что мало кто ответит) относились даже некоторые сотрудники нашего еженедельника.
С учетом общего количества в стране мелких, средних и крупных компаний представительство в опросе предприятий разной величины можно считать репрезентативным (см. диаграмму 1).
Прежде всего, те, кто ответил на наши вопросы, продемонстрировали, что они хорошо осведомлены о финансировании ИБ-направления в своих компаниях — только 9% затруднились ответить на вопрос, выделяются ли у них в компаниях расходы на обеспечение ИБ в отдельный бюджет. То, что 75% респондентов ответили на этот вопрос положительно (и только 16% отрицательно), свидетельствует о приходе зрелости в области ИБ-бизнеса, работающего на территории нашей страны. Ведь буквально пару лет назад расходы на ИБ включались в ИТ-бюджеты.
А вот размеры ИБ-бюджетов в сравнении с расходами на ИТ свидетельствуют о том, что российские компании пока находятся в стадии перехода к зрелости в сфере ИБ. Если для стран с развитой экономикой этот показатель в среднем равен 10%, то в России компаний, ИБ-бюджет которых составляет 5—10% от ИТ-бюджета, всего лишь 18%, а в 52% российских фирм он не превышает 5%. Только 2% отечественных компаний тратят на ИБ более четверти от расходов на ИТ. Тех, у кого ИБ-расходы выше 40% от расходов на ИТ, опрос не выявил.
О начальной фазе движения российского бизнеса к зрелости в области ИБ свидетельствует также то, что только 22% ответивших в курсе годовых ИБ-расходов, приходящихся на одного сотрудника. Остальным 78% опрошенных эти данные сегодня не известны. Хотя они могут служить хорошим показателем эффективности организации корпоративной ИБ.
Более половины респондентов (53%) отметили рост расходов на ИБ в 2009 г. по сравнению с 2008-м (у 22% за этот период расходы уменьшились; 24% опрошенных затруднились ответить). В текущем году по результатам опроса можно отследить некий перелом — замедление роста расходов на ИБ. Только 44% компаний-респондентов вновь увеличили ИБ-расходы в этом году по сравнению с прошлым; 34% затруднились ответить; 22% респондентов ИБ-расходы в текущем году по-прежнему уменьшаются.
На протяжении последних двух лет выполнение требований внешних регуляторов в области ИБ эксперты называют главным движителем роста корпоративных расходов на ИБ. Наш опрос не подтверждает реального влияния этого фактора на бюджетирование ИБ, во всяком случае в середине 2010 г. Так, у 55% ответивших на соответствие требованиям регуляторов уходит не более 10% от общих расходов на ИБ, а 25% затруднились определить объемы расходов на соответствие. Вместе с тем нужно отметить, что у 13% респондентов на это уходит свыше 50% ИБ-инвестиций. У остальных 12% опрошенных эти затраты примерно линейно распределились в диапазоне от 10 до 50%.
Несколько слов о структуре ИБ-расходов. В обеспечении ИБ разделяют затраты на организационную составляющую и расходы на приобретение ИБ-оборудования, ПО для обеспечения ИБ, ИБ-решений и услуг. Данные нашего опроса подтверждают выводы аналитиков об увеличении расходов на организационную поддержку ИБ как собственными силами, так и с привлечением внешних компаний. Так, у 40% респондентов в настоящее время расходы на приобретение ИБ-оборудования, ПО для ИБ, ИБ-решений и услуг сторонних компаний расходуется менее 10% ИБ-инвестиций. Это свидетельствует о том, что российские предприятия в основном сосредоточены на решении организационных задач в области ИБ своими силами. Около 13% отечественных компаний расходуют на “железо”, ПО и внешние ИБ-услуги от 10 до 20%. Примерно у такого же числа респондентов на это уходит более 70%. Как показал опрос, около 20% компаний тратят на это от 40 до 70% ИБ-инвестиций (диаграмма 2).