Максим Муссель: “В целевую группу исследования “получатели знаний” мы включили выпускников и родителей школьников — по многим причинам нам показалось не совсем правильным опрашивать самих учащихся”
Алексей Семенов: “Возможностью написать сочинение на компьютере воспользовалось менее 1% московских десятиклассников”
В этом году отечественная общеобразовательная школа отмечает два весьма важных юбилея: 50 лет назад, в 1960-м, в ней появился факультативный курс “Вычислительная математика и программирование”, а 25 лет назад, в 1985-м, по инициативе Академии наук СССР был введен обязательный курс “Основы информатики и вычислительной техники”. Таким образом, общая информатизация российских школ насчитывает как минимум четверть века.
Какой же путь был пройден за это время? Ответ на данный вопрос в некотором смысле попытался получить ВЦИОМ в своем тематическом исследовании, которое проводилось с мая по июль текущего года. Чтобы оценить, насколько успешным оказалось проникновение в школу ИТ и какова общая удовлетворенность результатами этого процесса вовлеченных в него людей, были опрошены три группы респондентов: администрации учебных заведений и чиновники от образования; учителя информатики и других предметов; родители и выпускники. (Что характерно, самих учеников спрашивать не стали, посчитав эту группу нерелевантной.)
Как уверяет директор по развитию ВЦИОМ Максим Муссель, его организация ставила перед собой три конкретные задачи: изучить, насколько полученные в школе знания в области ИТ применяются и помогают выпускникам в жизни, оценить состояние школ с точки зрения оснащенности информационными технологиями и их использования, а также выявить проблемы, возникающие в ходе информатизации.
Выводы исследования даже с натяжкой сложно назвать неожиданными, тем не менее упомянем здесь основные.
Как и следовало предполагать, респонденты, а за ними и исследователи считают, что информатизация не должна ограничиваться компьютеризацией. Даже учителя информатики склонны делать акцент на внетехнических составляющих процесса — модернизации за счет ИКТ программ преподавания других предметов и повышении ИТ-квалификации всего учительского состава. Иными словами, компьютер сам по себе — не более чем средство; важны люди вокруг него.
Следующий вывод ВЦИОМа: респонденты уверены, что информатика является сегодня предметом первостепенного значения и одним из условий успешной социализации ребенка в обществе. То есть предмет информатики перестал быть изгоем, и его ставят в один ряд с главными дисциплинами прошлого (например, математикой). При этом, безусловно, подразумевается, что получаемые навыки ученик в полной мере сумеет применить в реальной жизни. (Привет сторонником тотального внедрения в школах СПО.)
Главные итоговые выводы исследования должны пролиться бальзамом на души наших профильных чиновников: электорат доволен и революции не жаждет. Большинство опрошенных, которым, правда, напомним, за партой сидеть уже не приходится, уверены, что современная образовательная программа по информатике в полной мере удовлетворяет требованиям времени. Более того, общий процесс информатизации школы, как считают родители и учителя, развивается поступательно и вполне успешно — любые кардинальные изменения затормозят его и отбросят на несколько лет назад.
В общем, по всем признакам члены ЦК КПСС и Совета министров СССР, принявшие 25 лет назад судьбоносное решение, должны бы остаться удовлетворены.
Только вот не дает покоя вопрос, что же само молодое поколение думает о школьной информатизации. На обсуждении исследования ВЦИОМ всплыл весьма интересный факт. По словам ректора Московского института открытого образования Алексея Семенова, в этом году во всех школах Москвы десятиклассникам было задано сочинение по литературе с некоторым новшеством: его разрешили написать двумя способами — по старинке (от руки) и на компьютере (причем с использованием программ проверки грамотности). Воспользоваться новыми технологиями пожелало меньше 1% учащихся.
В связи с этим хотелось бы выяснить: именно на таком уровне находится уверенная компьютерная грамотность столичных учащихся? Или подростки, чьи познания в области ИТ по общим наблюдениям гораздо превосходят учительские, с недоверием относятся к рапортующей об успешной информатизации школе?
И в том и в другом случае картина далека от идиллической.
Ссылка на статью: [URL=http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=125343]Четверть века информатизации: школу оценили без школьников[/URL]
В настоящее время процесс информатизации проходит совсем не так, как отчитываются господа из Мин.обр. Приведу только несколько проблем, которые стоят перед нами. 1) наличие служб поддержки применения ИКТ в школе. Этот вопрос напрямую прописан в ФГОС начального общего образования (п.26), но его реализация остается под большим вопросом. На школу скинули вопросы по обслуживанию вычислительной техники, различных баз данных (для департамента образования, которые содержат подчас дублирующую информацию, ведение сайтов школы, электронных журналов, представление информации о школе в электронном виде, в день приходит порой более 10 различных запросов) и в то же время необходимо проводить информатизацию школы без ДЕНЕГ и без современного парка вычислительной техники.
Почему когда строят здание, то инженеры-разработчики продумывают все вопросы, связанные с водоснабжением, коммуникациями. Это делают специалисты, а не те люди, которые будут жить в этом здании. Так почему же разрабатывать информатизацию должны учителя школы? Почему в каждой школе изобретают свой "велосипед"? Почему этим не займутся специалисты и не предложат готовый проект информатизации школы от начала до конца (оснащение школы, обучение персонала, внедрение). Школе приходится стыковать ту технику, которую поставляют в школы с теми системами, которые навязывают школам в принудительном порядке. Поэтому процесс информатизации напоминает большое дырявое одеяло с большим количеством заплаток.
2) Насильственный перевод школ на СПО без подготовленной базы (методических материалов, учебников, ЦОР, перевода программного обеспечения по обслуживанию баз данных, обучение учителей и т.п.) напоминает недавнее прошлое, когда каждый край, село, улица рапортовали о выполнении и перевыполнении социалистических обязательств, о создании, так называемых, потемкинских деревень. Так и у нас сейчас - рапортовали о том, что обучили учителей (принудительно, за 1-2 дня), установили Linux (организовали рабочую зону - стоит один компьютер с Linux, и на этом компьютере никто не работает), а что за этим стоит никому не интересно.
3) Одной из составляющих информатизации школ является преподавание информатики. А в скором будущем этого предмета в школьной программе не будет, т.к. постепенно изгоняется информатика из школы. В регионах этот процесс уже идет реально! Советую познакомиться всем с документами на сайте «Федеральный образовательный стандарт образования» http://www.standart.edu.ru и посмотреть, как обсуждается этот вопрос на форуме данного сайт
Страна приступила к внедрению новых стандартов для начальной школы. В Москве 180 школ будут работать по новым стандартам. А оборудование начальных классов где? Стандартами прописано, что ученик должен овладеть ИКТ- компетенциями (уметь создавать, обрабатывать, передавать текстовую, звуковую, графическую, числовую информацию). Как себе это представляют чиновники, на каких уроках это будет происходить, в каких классах будут учиться школьники? 1) Помещение обычного класса начальной школы рассчитано на 25 человек, и совсем не рассчитано на то, чтобы там находились компьютеры. Кто, в какое время будет включать и отключать компьютеры? Может компьютеры будут стоять на столах учащихся все время урока? А о здоровье детей подумали? Кто-нибудь пробовал провести занятие с ребенком, если у него на столе стоит интересная игрушка? Кто победит в этой схватке учитель или игрушка? А СанПин? Ученик 1-4 класса может работать не более 10 минут и за одним компьютером может сидеть только один ученик, а в классе не менее 25 человек. После начальной школы информатика появляется только с 7 класса. К этому времени учащиеся забудут все, что они прошли, если успеют пройти. С а) история с постепенным изгнанием информатики из школы (а в регионах этот процесс уже идет реально!); б) история с обязательным и поголовным переходом на СПО (главные потрясения начнутся с Нового года, и они непременно будут!). Но ничего не решается, все пущено на самотек...
Елена 19.09.2010 11:56:32
Браво! Добавить нечего! Интересно, если это понимают учителя, то почему этого не понимают наши чиновники от образования? Или им удобнее не понимать, что весь процесс информатизации школы лежит на плечах одного учителя информатики. "Бурлаки на Волге".
Елена 17.01.2011 19:11:03
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.