Исследование мотивации персонала, проведенное недавно международным агентством по подбору персонала Kelly Services, установило: переждав кризисные явления 2008—2009 гг., сотрудники активизировались в поиске новых мест работы. При этом главными факторами лояльности работодателю по-прежнему являются карьерный рост и увеличение оплаты труда. По данным исследования, в настоящее время два из трех работников российских компаний готовы рассматривать предложения о смене места работы.
В исследовании отмечается (см. диаграмму 1), что в 2010 г. почти вдвое выросло количество тех, кто недавно приступил к исполнению своих обязанностей. Это заставляет предположить, что наряду со специалистами, поменявшими работу вследствие увольнений в кризис, увеличилось число тех, кто, переждав экономические потрясения, начал искать новые варианты продолжения карьеры.
Среди основных причин, побуждающих к смене места работы, участники опроса указали уровень дохода (24%) и отсутствие карьерного роста (19%). Соответственно, главной мотивацией сохранять лояльность текущему работодателю респонденты считают удовлетворение финансовых потребностей (35%) и карьерные перспективы (31%). При этом серьезно утратили свои позиции нематериальные мотивы. Если в 2007 г. каждый пятый сотрудник считал важным стимулом наличие дополнительных образовательных программ, то в 2010 г. лишь 7% опрошенных придают значение этому фактору.
Стабильный доход и прогнозируемое профессиональное развитие также являются главными критериями при принятии решения о выходе на новую работу: 34% респондентов прежде всего интересует заработная плата и социальный пакет, 23% — возможности карьерного роста, 20% — условия труда. При этом только 10% кандидатов готовы обращать внимание на то, насколько им интересна работа, для 7% важен коллектив, еще 6% оценивают имидж компании.
Любопытные результаты зафиксировал рейтинг, демонстрирующий соотношение между количеством работающих в определенной отрасли и количеством желающих в ней работать (диаграмма 2). Анализ показывает, что желание попробовать себя в том или ином виде деятельности отражает, в основном, личные впечатления человека о профессии. Так, работать на рынке развлечений и масс-медиа, в туристическом и ресторанном бизнесе, а также в нефтегазовых компаниях и госструктурах хотело бы гораздо большее людей, чем по факту работает в этих сферах. Вместе с тем, лидерами по числу неудовлетворенных своей профессией остаются ИТ и телеком, розничная торговля и даже благополучная с точки зрения финансовых условий фарминдустрия.
“Меркантильный подход сотрудников к оценке своего работодателя — характерная черта российского рынка труда, всегда отличавшая нас, например, от Северной Америки или Азиатско-Тихоокеанского региона, — говорит генеральный директор Kelly Services CIS Екатерина Горохова. — Тем более это актуально сейчас, когда нет полной уверенности в посткризисной стабилизации. Вместе с тем, важным сигналом является рост количества специалистов, недавно поменявших работу. Это говорит как об увеличении числа вакансий, так и о желании людей, переждавших острую фазу кризиса, возобновить поиск более перспективных мест работы”.
В упомянутом исследовании Kelly Services CIS приняли участие 3500 человек, преимущественно “белые воротнички” из Москвы (51%), Санкт-Петербурга (21%) и регионов (28%), 84% из которых моложе 34 лет. При этом распределение профессионального уровня респондентов выглядело так: ·
- без опыта работы — 8%;
- специалист — 67%;
- линейный руководитель — 19%;
- руководитель высшего звена — 6%.