Итак, то, чего с тревогой ждали столько лет, начинает осуществляться на наших глазах: перед региональными социальными информационными системами вполне конкретно стоит задача интеграции в общую систему страны. Субъекты, каждый из которых шел своим путем, сейчас должны влиться в единое русло; в противном случае все затраченные усилия и средства пропадут даром.

Пути интеграции в общих чертах обозначены, но вопросов осталось более чем достаточно.

В профильном ведомстве на уровне программных заявлений уверяют, что поводов для беспокойства нет — никакие наработки списаны со счетов не будут. Однако, наблюдая за тесным общением заинтересованных сторон, можно сделать вывод, что проблемы все-таки есть, правда, Минкомсвязи, похоже, действительно пытается их решить.

В конце сентября в Новосибирской области — одном из регионов-передовиков, которому реально есть что терять, состоялся тематический круглый стол Минкомсвязи с местными чиновниками и представителями бизнес-сообщества.

Инфраструктура

В теории инфраструктура электронного правительства (которое совсем недавно в рамках соответствующей госпрограммы стало элементом информационного общества) должна будет состоять из комплексного федерального сегмента, в который станут интегрироваться сегменты регионов. Причем по своему составу они будут почти идентичны — те же порталы госуслуг, ЦОДы, call-центры, удостоверяющие центры и т. д.

С октября прошлого года единственным исполнителем работ по эксплуатации этой инфраструктуры по распоряжению правительства является компания “Ростелеком”, которая всем регионам предлагает так называемую инвестиционно-сервисную модель взаимодействия. В соответствии с ней субъекты РФ могут не осуществлять капитальные вложения в построение собственной инфраструктуры, а арендовать ее элементы у “Ростелекома”, выступающего в данном случае в качестве федерального сервис-провайдера.

По сути речь идет о том, что “Ростелеком” пытается создать некое универсальное тиражируемое решение для всей страны, что нельзя не воспринимать как общее благо. Однако с технической точки зрения наибольшие трудности при интеграции в федеральный сегмент будут испытывать регионы, где уже и так созданы собственные информационные системы.

Для субъектов со слаборазвитой инфраструктурой вопрос интеграции сведется сугубо к финансам. Для тех же регионов, которые, не дожидаясь всей страны, годами создавали собственные элементы электронного правительства, замаячила перспектива похоронить все свои инвестиции, отказавшись от наработок в пользу решения “Ростелекома”.

Эти опасения, прозвучавшие, в частности, в Новосибирске, попытались развеять как в самом “Ростелекоме”, так и в Минкомсвязи. Обе структуры в один голос уверяли, что намерены использовать точки доступа и каналы обслуживания граждан, которые уже есть (акцент именно на этих элементах инфраструктуры очевиден: ЦОДы не пропадут при любом раскладе). Впрочем, как минимум с одной из основных будущих точек доступа к электронному правительству — универсальной электронной картой — ситуация пока совсем не простая.

Универсальная карта

Как поясняет заместитель министра связи и массовых коммуникаций Илья Массух, термин “универсальная электронная карта” был закреплен в конце июля текущего года федеральным законом № 210 “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”. Этот закон утверждает общие требования к оказанию услуг, административные регламенты, использование в этом процессе ИКТ, а также ряд положений, касающихся именно карт.

Согласно юридическим формулировкам речь идет о материальном носителе с визуальной (незащищенной) и электронной (машиносчитываемой) информацией, используемой для удостоверения прав пользователя. Карта должна обладать рядом независимых электронных приложений (как федеральных, так и региональных), включая банковское.

Различные социальные карты в том или ином виде уже не первый год существуют в нескольких субъектах РФ. По словам г-на Массуха, главная идея новой карты в том, что она не только объединит на одном носителе все электронные идентификаторы, которые мы сейчас используем в жизни (ИНН, номер пенсионного страхового свидетельства и т. д.), но и будет легитимна на всей территории страны.

Тут впору вспомнить, что пилотный проект (www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=117064), связанный с подобной универсальной картой, проводился еще как минимум в 2006 г. в Твери. Однако сейчас речь идет уже о других регионах — Москве, Татарстане, Башкортостане и Астрахани. За исключением Москвы “пилоты” в них стартовали еще до принятия закона — в начале нынешнего года, а завершатся, по всей видимости, в следующем (в этом уже не успеют, а с 1 января 2012 г. карточки должны выдаваться населению).

Карту, сообщил г-н Массух, планируется выпускать на базе частно-государственного партнерства с банками. То есть основными эмитентами будут банковские структуры, которые станут объединяться в полномочные организации субъекта в каждом регионе.

По информации из открытых источников, главенствующая федеральная полномочная организация по выпуску, выдаче и обслуживанию карт была создана Сбербанком, Уралсибом и АК “Барс” еще летом и распоряжением премьер-министра от 12 августа полностью получила соответствующие полномочия. (Кстати, уже 15 сентября компания PEAK Systems объявила, что она выиграла конкурс по выбору интегратора для создания информационных систем, прототипа идентификационного приложения и ПО инфоматов для уполномоченных организаций федерального центра и пилотных регионов.)

Видимый невооруженным глазом приоритет уполномоченных банков над неуполномоченными, а также федеральных над местными вызвал в Новосибирске массу опасливых вопросов относительно возможной монополизации будущей сферы обслуживания населения.

Вице-президент по федеральным программам “Ростелекома” Алексей Нащекин попробовал успокоить новосибирских банкиров, пояснив, что в соответствии с федеральным законом гражданин сам определяет при подаче заявления, какое банковское приложение будет записано на его карту. А выбор уполномоченных организаций на местах должны осуществить местные же администрации.

Кроме того, по уверению г-на Нащекина, у держателя карты любого банка будет возможность оплатить услуги через госпортал, используя стандартный механизм интернет-банкинга по номеру карты, — дескать, “Ростелеком” приглашает к сотрудничеству все финансовые организации.

Как стало понятно по дальнейшим заданным вопросам, данные ответы новосибирское банковское сообщество отнюдь не удовлетворили.

Обоснованность этого беспокойства косвенно была признана г-ном Массухом, когда он рассказал, как начиналось взаимодействие Минкомсвязи с федеральной уполномоченной организацией. Первым требованием министерства было недопущение создания монополий, для того чтобы любой банк мог войти в управляющий консорциум. Своеобразным ответом на это предложение были разговоры руководителей управляющих банков о неких миллиардах уставного капитала, которые должны стать входным билетом в консорциум, и т. п. Чем эта дискуссия завершилась, г-н Массух не уточнил, однако, как оказалось, у Минкомсвязи имеется в запасе еще один вариант для рядовых финансовых структур.

По словам советника министра связи и массовых коммуникаций Артема Ермолаева, наиболее востребованные гражданами услуги так или иначе связаны с оплатой госпошлин. При этом у любой услуги есть так называемый администратор бюджета (по налогам — ФНС, по штрафам за нарушения правил дорожного движения — ГИБДД и т. д.). И все эти администраторы являются пользователями одной системы — системы федерального Казначейства. А оно сейчас вместе с Центральным банком вносит изменения в некую инструкцию, которая позволит в рамках Казначейства агрегировать вообще всю информацию по произведенным платежам. Таким образом, Казначейство, состыкованное в том числе и с порталом госуслуг, будет иметь некую единую базу по всем платежам, связанным с госпошлиной. И, как уверяет г-н Ермолаев, к этой системе сможет подключиться неограниченное количество банков. В настоящий момент на юридическом уровне решается вопрос, у кого именно будет находиться база — у Казначейства или ЦБ.

Пространство доверия не за горами

Как уже упоминалось выше, универсальная электронная карта, вставленная в банкомат, будет не единственной точкой доступа к госуслугам. “Ростелеком” и Минкомсвязи намерены предоставить гражданам как можно больше разнообразных вариантов. Отчасти это будет обеспечено новыми наработками “Ростелекома”, который сейчас занимается вопросами доступа к госпорталу с любых мобильных устройств, а также посредством приставок цифрового ТВ. (По уверению г-на Нащекина, именно такой способ взаимодействия с государством избрало 97% населения Южной Кореи.)

Ну а другая серьезная часть инфраструктурных вариантов доступа как раз и должна быть реализована на базе уже существующих в регионах наработок — терминалов, инфоматов, инфокиосков и т. д. (уровень проникновения тех или иных технологий везде разный).

Под конец дискуссии в Новосибирске г-н Массух, отвечая на вопрос о юридически значимом взаимодействии в рамках электронного правительства, неожиданно “раскрыл секрет”. По его словам, в течение октября должно выйти постановление правительства о создании единого пространства доверия, что означает долгожданное повсеместное использование электронно-цифровой подписи в контексте оказания госуслуг.

По уверению г-на Массуха, технически для этого все готово — в стране существует несколько сотен удостоверяющих центров (в налоговой службе, в пенсионном фонде, в банковской сфере и т. д.). Сейчас на базе “Ростелекома” будет создан корневой удостоверяющий центр, который станет кроссертифицировать все остальные. Как отмечает г-н Массух, постановлению предшествовала огромная работа (пришлось согласовывать с очень многими ведомствами процедуру приема подписей друг у друга), но до конца года система должна заработать.

Итак, на федеральном уровне электронное правительство явно не стоит на месте. Что же касается субъектов РФ, то в отношении них промежуточный вывод, наверное, один: для того, чтобы не остаться на обочине государственной информатизации, региональным правительствам и местным компаниям необходимо проявлять активность и грамотно встраиваться в общий процесс. Минкомсвязи и “Ростелеком” вроде бы полностью готовы к взаимодействию. Правда, является ли все это необходимыми и достаточными условиями адекватной интеграции с центром, станет ясно лишь по ходу дела.