Похоже, многочисленные покупатели лжеантивирусов не читают не только компьютерную прессу, но и вообще какие-либо книги или статьи, выходящие за рамки развлекательных жанров. Им можно порекомендовать одно: прежде чем что-либо купить, посоветуйтесь если не со специалистами, то хотя бы со своими друзьями, более осведомленными в соответствующем вопросе. Ведь сколько раз твердили миру, что приобретать “софт” (а также “хард” и расходные материалы) надо не где попало, а лишь в надежных традиционных или онлайновых магазинах. Но только все не впрок.
Лохи всегда были, есть и будут. Просто потому, что во все века существует тип самоуверенных людей, которые не любят кого-либо слушать и предпочитают учиться не на чужих ошибках, а на своих. Так что для них приобретение лжеантивируса (далеко не самая страшная из возможных никому не нужных покупок) — хороший жизненный опыт, который может предостеречь их от ещё больших глупостей. На своих ошибках быстро учатся даже животные: если, к примеру, кошка хотя бы раз села на горячую плиту, то больше никогда в жизни она не сядет даже на холодную*.
Однако определенная доля вины в распространении лжеантивирусов лежит и на производителях вполне работоспособных антивирусных программ. Дело в том, что персональные антивирусы эффективно защищают лишь компьютеры, которые никогда не подключаются к Сети и в которые зловредные коды либо занесены изначально (например, при инсталляции в них нелицензионного софта), либо проникают туда лишь через вполне материальные носители (USB-накопители, карты памяти, компакт-диски и т. д.). По идее, коробки с антивирусами (и изображения этих коробок на сайтах онлайн-магазинов) должны (по примеру антитабачных лозунгов на пачках сигарет) снабжаться надписями типа “Данный продукт не гарантирует безопасность компьютеров, имеющих доступ к Сети”.
Но надписи такого рода ни один из производителей вполне нормальных антивирусов на свои товары не наносит. Предпочитая ограничиваться словами типа “данный продукт эффективно защитит ваш компьютер от всех видов угроз”. В то же время любая серьезная антивирусная компания предлагает не только “просто антивирусы”, но и комплексные продукты обеспечения информационной безопасности. К примеру, “Лаборатория Касперского” (поставщик антивирусов № 1 в России) наряду с “Антивирусом Касперского 2011” (ориентировочная цена 1200 руб.) предлагает Kaspersky Internet Security 2011 (1600 руб.).
Ещё дальше в области сегментации персональных антивирусов продвинулся BitDefender (поставщик антивирусов № 1 во Франции). В его новой линейке продуктов можно встретить как BitDefender Antivirus Pro 2011 (цена на русскоязычном сайте данного поставщика 988 руб.), так и BitDefender Internet 2011 (1318 руб.). И даже BitDefender Total Security 2011 (1978 руб.).
Не располагаю структурой продаж персональных антивирусов ЛК, но про антивирусы, столь популярные во Франции, мне кое что известно. В линейке BitDefender — её распространением в нашей стране в настоящее время занимается компания Aflex Distribution — эта структура выглядит так: 15% продаж (в натуральном выражении) приходится на Antivirus Pro 2011, 60% — на Internet 2011 (от предыдущего продукта данное решение отличается прежде всего наличием двустороннего брандмауэра, препятствующего различным внешним угрозам и превращению защищаемого ПК в элемент зомби-сети) и 25% — на Total Security 2011 (сей пакет включает также программы резервного копирования и оптимизации файловой структуры ПК).
Как видите, большинство потребителей продукции BitDefender предпочитает “золотую середину”. Уверен, что и в ЛК оснащенный брандмауэром Kaspersky Internet Security пользуется большим спросом, чем “Антивирус Касперского”, не имеющий ни сетевого экрана, ни сетевого монитора. Аналогичная картина, полагаю, наблюдается и у других известных поставщиков.
Почему же некоторые пользователи все же приобретают обычные антивирусы, а не комплексные продукты? Прежде всего — из-за их более низкой стоимости. При этом они в большинстве своем даже не ведают, что обычные антивирусы не защищают их компьютеры от сетевых атак. А почему поставщики продуктов для обеспечения информационной безопасности продают обычные антивирусы (хотя прекрасно знают, что в наше время компьютеры без сетевых портов уже едва ли кто производит)? Да потому, что на них есть спрос! Кроме того, существует небольшое количество пользователей, ПК которых и в самом деле всегда работают только в автономном режиме. Зачем же им переплачивать за брандмауэры и прочие навороты!
Одним словом, жертвами создателей лжеантивирусов вполне могут стать не только обладатели безантивирусных ПК (таких и сейчас, увы, довольно много), но и владельцы лицензионных копий “обычных” антивирусов, разработанных ведущими антивирусными компаниями. Заметьте, для обозначения компаний, предлагающих комплексные продукты обеспечения информационной безопасности, до сих пор нет даже единого общепринятого прилагательного. Все по старинке называют их антивирусными. Хотя это методологически неправильно.
Где уж тут “простому пользователю” (а таковых с каждым годом становится все больше, ведь настольные и мобильные “железки” на базе различных ОС давно перешли в категорию массовых продуктов) разобраться в функциональных тонкостях того, что им предлагают как вполне добропорядочные компании, так и откровенные мошенники. Вот и приходится “простым пользователям”, не читающим компьютерную прессу и предпочитающим учиться не на чужих ошибках, а на своих, время от времени “садиться на горячую плиту”. Для выработки жизненно необходимых условных рефлексов.
* Пример с кошкой и горячей плитой позаимствован из книги Дианы Балыко “НЛП для родителей. 11 законов эффективного воспитания подростка”.