ИТ-директора могут играть важную роль в реализации корпоративной стратегии, направленной на разработку планов выхода из “великой рецессии”. Важно знать, как осуществить преобразования, которые позволят реализовать стратегию высшего руководства вашей компании, обеспечивая при этом бесперебойное решение повседневных задач бизнеса. Пора подумать, как стать в своей организации лидером по преобразованиям. Способность предложить несколько способов достижения целей перемен не только подстегнет вашу карьеру, но и позволит членам вашей команды заработать на хлеб насущный.
Аналитическая компания Gartner недавно сформулировала десять вопросов, которые следует задать в процессе стратегических изменений. Это рекомендации ИТ-директорам и другим ИТ-руководителям, которые включают основные принципы и действия, помогающие им возглавить преобразования в своей организации. Как отмечает Gartner, ИТ-отдел при этом может стать главным двигателем или главным тормозом.
“Когда организация собирается заняться преобразованием бизнеса, ИТ-отдел обычно находится в самом центре этого процесса, выполняя роль либо двигателя, либо тормоза, — сказал Джордж Лопез, вице-президент компании Gartner. — ИТ-директора редко занимают лидирующие позиции при реализации изменений такого масштаба, но им следует быть готовыми к тому, чтобы роль ИТ-отдела в продвижении стратегических преобразований была более активной”.
Gartner предлагает десять вопросов для ИТ-директоров, которые занимаются преобразованиями, направленными на изменение стратегии. Вопросы и предлагаемые действия разделены на три группы: первая связана с обстановкой, вторая — с реализацией, а третья — с организационными шагами.
Какие изменения сейчас реализуются? ИТ-директор должен заранее спланировать возможные события, которые возникнут в результате преобразований бизнеса. Например, могут быть созданы новые венчурные предприятия, начаться продвижение инноваций и изменений, потребоваться управление слияниями и приобретениями, а также реагированием на рост конкуренции.
Действия ИТ-директора. Выпишите три наиболее вероятные и значимые изменения в вашем бизнесе или отрасли и определите группы ИТ-отдела и предприятия, которых они могут затронуть, и действия ИТ-отдела, способствующие их успеху. Возьмите этот список и расставьте приоритеты в зависимости от влияния на бизнес.
Кто является двигателем изменений? Желательно, чтобы главным инициатором перемен был глава предприятий или кто-нибудь из высшего руководства, например операционный или финансовый директор. Если изменения касаются только определенного подразделения, то желательно, чтобы их возглавлял его руководитель.
Действия ИТ-директора. Определите, кто из высшего руководства продвигает изменения. Если вы непосредственно не подчиняетесь этому руководителю и вам трудно получить к нему доступ, установите контакты с кругом доверенных лиц этого руководителя. Используйте взаимодействие с этой группой для создания линии связи, которая пригодится во время стресса, обычно возникающего в ходе преобразований.
В какие сроки будут проводиться изменения? В процессе стратегических преобразований обычно оставляют “окно” для достижения поставленных целей. Но на сроки могут влиять самые разные факторы, включая публичные обещания главы компании инвесторам, ожидания совета директоров, содержание писем и анонсов для акционеров, информацию, полученную путем анализа деятельности конкурентов, а также общедоступные заявления конкурентов и выводы, сделанные финансовыми аналитиками.
Действия ИТ-директора. Будьте в курсе точек зрения как внутренних, так и внешних заинтересованных лиц. Это позволит вам подготовить альтернативные сценарии на случай изменения условий.
Что сдерживает преобразования? При проведении стратегических преобразований всегда находятся силы, препятствующие их успешному выполнению. Gartner советует ИТ-директорам стать частью коалиции, способствующей переменам, и предпринимать усилия для продвижения преобразований с целью достижения успеха.
Действия ИТ-директора. Когда вы получите список ключевых заданий, которые ИТ-подразделение должно выполнить в ходе стратегических преобразований, выявите сдерживающие факторы в своей организации и в ходе планирования проектов наметьте действия для устранения препятствий.
Насколько сложна ваша инфраструктура? Одной из проблем управления стратегическими преобразованиями является сложность ИТ-инфраструктуры, начиная от приложений и кончая распределенными системами, поддерживающими деятельность бизнес-подразделений.
Действия ИТ-директора. Проведите инвентаризацию приложений и технологических платформ, применяемых вашей организацией. Определите число приложений, обладающих избыточным функционалом, который можно консолидировать, и оцените экономию затрат и другие преимущества для продвижения будущих преобразований.
Где ваши сторонники? ИТ-директора должны сосредоточиться на том, как люди воспринимают изменения среды, к которой они привыкли. В любой организации примерно 10% сотрудников нормально воспринимают перемены, а другие 10% — полностью их отвергают.
Действия ИТ-директора. Выявите 10% сторонников перемен и назначьте их на должности, на которых они смогут способствовать эффективной реализации будущих стратегических преобразований.
Какое влияние преобразования оказывают на их участников? Стратегические преобразования влияют на многих сотрудников, начиная от руководителей, которые поддерживают перемены, и кончая специалистами, вынужденными менять способы выполнения работы. Для продвижения изменений очень важно определить этих людей и понять, какое влияние перемены окажут персонально на каждого из них.
Действия ИТ-директора. Составьте формальный план организационной структуры, которая появится в вашей компании после проведения преобразований, чтобы определить перспективы участников этого процесса.
Как принимаются решения во время преобразований? При проведении стратегических изменений процесс принятия решений отличается от обычного, так как меняется и перестраивается сама структура управления компанией. Например, при слиянии двух компаний создается временная команда, которая занимается интеграцией.
Действия ИТ-директора. Чтобы влиять на принятие решений, определите, какие решения будут приниматься, и составьте список людей, которые будут затронуты этими решениями или имеют информацию, перспективы или опыт в области принятия решений. Установите прямые контакты с этим кругом людей и разъясните им, что вы хотите знать, как принимаются решения, кто возглавляет этот процесс, и узнайте, что вы можете сделать для ускорения получения результатов или возобновления инициатив, если они были отвергнуты.
Как преобразования повлияют на ключевые и важные для бизнеса процессы? Очевидно, что для успеха преобразований необходимо учитывать их влияние на важные для бизнеса процессы. В их числе процессы изменений, такие как выбор, проектирование и внедрение новых систем, а также процессы, связанные с продажами, обслуживанием, поддержкой.
Действия ИТ-директора. Определите важные для бизнеса процессы, которые будут затронуты преобразованиями, и перестройте их в соответствии с нуждами бизнеса или другими внешними требованиями. Постарайтесь войти в состав комитета, контролирующего принятие решений по перестройке процессов.
Каков образ мышления в вашей организации и каким он должен быть? Одним из препятствий при проведении стратегических преобразований является сопротивление этой идее некоторых менеджеров. Поэтому к образу мышления следует относиться серьезно, так как именно от менеджмента в основном зависит успех или провал стратегических преобразований.
Действия ИТ-директора. Анализируя образ мышления, убедитесь, что новый образ мышления существенно отличается от того, который вы хотите заменить.