В разные времена и для разных отраслей секреты успеха в ИТ остаются на удивление неизменными.
За три десятилетия я успел поучаствовать в тысячах заседаний на всевозможных конференциях по ИТ, сотни раз сам был модератором таких заседаний, беседовал с немыслимым числом специалистов. Я читал кучу примеров из реальной практики, статей, отчетов, новостных материалов — если сложить все это в стопку, получится сооружение, своей громадностью сопоставимое разве что с безудержной амбицией Марка Цукенберга.
И всегда меня поражало, насколько неизменными во всех обсуждениях остаются одни и те же темы, независимо от того, о какой технологии идет речь. Это, если угодно, некие вечные истины ИТ. Вот они, эти самые оккультные секреты успешной карьеры.
- Задача номер 1 — поддерживать свой ИТ-движок в порядке, точка. Ваш бизнес никогда не станет оперативным и инновационным, если ваша электронная почта барахлит или компьютер вашего начальника оказывается неработоспособным из-за вирусов. Если воспользоваться аналогией из фильма “Звездный путь": прежде чем стать капитаном Кирком или Споком, надо побыть Скотти. Неважно, используете вы аутсорсинг, инсорсинг или облачные системы, главное — не забывать, что предприятие должно оставаться работоспособным.
- Если работать в вакууме, наступает удушье. История прогресса усеяна скелетами технических гениев, полагавших, что они знают все лучше всех. К счастью, ситуация меняется, и во многом на развитие новых технологий сейчас влияют потребители, конечные пользователи. Тенденция будет усиливаться, но важный принцип остается в силе: ищите гиганта, испытывающего серьезные проблемы, или того, кто находится в верхней части пищевой цепи. Привлекайте клиентов (внутренних и внешних) как можно раньше и чаще. Задавайте вопросы, слушайте ответы. Не бойтесь повторяться при необходимости. Если вы не сильны в организационной политике и операциях с ценными бумагами, найдите специалиста по этим вопросам, от этого слишком много зависит.
- Будучи специалистом в технологии, умейте также говорить на языке бизнеса. ИТ-специалисты сейчас в моде, но будьте осторожны: технический жаргон по-прежнему раздражает многих топ-менеджеров. Пожалуй, сейчас полезнее всего для восходящей ИТ-звезды, желающей сделать карьеру, является умение представить (без излишних подробностей) технологические аспекты и показать, как они повлияют на прибыль и как можно получить с их помощью прекрасные финансовые результаты. Отработать этот навык можно, практикуясь на супруге (если ваша половина не является техническим специалистом), попутчике в метро или на бармене.
- С особой тщательностью надо стараться предотвращать неприятности. Этот принцип применим везде, но в ИТ особенно. Помните: все, что вы планируете, потребует больше времени и денег, чем вам кажется. Обязательно. Возможно, вдвое, а то и втрое больше. Если вас убеждают принять план с излишне оптимистическими сроками, ни за что не поддавайтесь давлению. Хотел добавить, что в случае принятия такого графика вы в какой-то момент раскаетесь, но подумал, что вы до момента раскаяния можете и не дожить.
- Постоянно демонстрируйте достижения, признаки непрерывного прогресса. К счастью, благодаря глобальной рецессии мода на айтишные мегапроекты (поставившие крест на многих карьерах) уходит в прошлое. Сегодня как никогда успешный айтишник должен уметь мыслить как защитник в футболе. Наметьте серию стратегических шагов и организуйте последовательность из 90-дневных этапов с возможностью оперативной оценки результатов. Накапливайте достижения и успехи, пока зрители не устроят вам овацию, чтобы вы могли сплясать небольшой победный танец (уединившись в своем ЦОДе).
- Не существует универсальных стилей и методов — ни в управлении, ни в ИТ. Эффективная ИТ-служба неотделима от всего предприятия. Нужно, чтобы и эта служба, и вы лично как можно лучше гармонировали (по крайней мере поначалу, но желательно и в дальнейшем) со стилем, культурой, традициями, метаболизмом, причудами, отраслевой спецификой и образом жизни организации, на которую вы работаете. Возможно, десятки статей, блогов, книг и докладчиков будут изображать некий мифический идеал, но не покупайтесь на это. Добивайтесь соответствия. По своему поведению и роли ИТ-директор, скажем, в компании, поставляющей стройматериалы, должен существенно отличаться от своего коллеги из брокерской конторы с Уолл-Стрит. Успех зависит от понимания того, как у вас относятся к ИТ, что возможно, а что нет. Будьте тем, кто нужен на вашем месте, в данный момент.
Возможно, вы сейчас думаете: “Ну да, он же излагает очевидные, тривиальные вещи”. Но так ли они очевидны? Вы уже получили должность вице-президента? ИТ-директора? Директора по операционной деятельности? Генерального директора? Вы уже достигли всего, чего только можно желать? Если нет, то хотя бы прикиньте, как эти соображения могут вам помочь. Бесплатные советы иногда бывают столь хороши, что не грех бы за них и заплатить. Грань между избитыми истинами об ИТ и проверенной временем правдой трудно различима. Время все расставит по местам, и неплохо, чтобы у вас была возможность увидеть результат.
Может быть, вы знаете еще какие-нибудь вечные истины ИТ, которые мы упустили из виду? Ваши комментарии приветствуются.