Дорога к успеху в бизнесе полна рисков провала, особенно если вы новичок на рынке ИТ-консалтинга. Рассмотрим самые распространенные ошибки, которые совершают новички, а также способы избежать их.
Если вы только что решили основать ИТ-консалтинговую фирму, для вас наступает восхитительное время. Но даже самые выдающиеся специалисты в области технологий могут настолько увлечься мелочами в отношении ведения бизнеса, что это влияет на их способность успешно развивать деятельность компании. По словам Джина Зайно, главы компании MBO Partners, помогающей консультантам начать свой бизнес, как только независимый ИТ-консультант вывесит на дверь табличку со своим именем, он должен постараться избежать следующих ошибок.
Ошибка номер один: чрезмерные траты на ублажение вашего предпринимательского эго
Согласно Зайно, многие консультанты, только начавшие бизнес, в конце концов прожигают деньги на якобы необходимые элементы тщеславия, которые служат к тому, чтоб красиво обставить факт владения бизнесом, но абсолютно бесполезны для того, чтобы делать деньги. Самые распространенные примеры — это дорогой модный офис или раздутый маркетинговый бюджет.
“Мы видели, как многие независимые консультанты, начиная свой бизнес, тратили несколько тысяч долларов на совершенно ненужные вещи и только потом понимали, что это не поможет им получить работу”, — пояснил он.
Ошибка номер два: неспособность определить свою специализацию
Никто не может угодить всем, особенно это касается консультанта, отмечает Зайно. По его мнению, независимые консультанты должны сразу определить свои ключевые компетенции и строго следовать им по мере развития своей практики.
“Клиенты, обращающиеся к консультанту, нуждаются в эксперте, а не в работнике широкого профиля, — говорит он. — То есть вам нужно выбрать те сферы, в которых вы хороши, и придерживаться только их, когда вы рассказываете, пишете о себе или работаете”.
Ошибка номер три: умение дó смерти наскучить клиентам
Вы действительно любите то, чем занимаетесь? Тогда не бойтесь этого показывать. Зайно считает, что консультанты, которые не могут радоваться тому, что помогают клиентам, никогда не смогут развить свой бизнес так, как те, кто демонстрирует искреннее рвение во всем, что касается их работы.
“Когда независимый консультант начинает описывать свою деятельность, ему нужно показать, что он действительно увлечен ею, — добавляет Зайно. — Не будьте серой мышкой. Если вы не выглядите позитивно и уверенно, вы не сможете привлечь других”.
Ошибка номер четыре: неспособность правильно оценивать объем работ
Когда вы получаете первые крупные проекты, вполне естественно, что вы хотите в лепешку разбиться ради клиента. Но Зайно утверждает, что новоиспеченные консультанты должны быть осторожны, говоря “да” на все запросы, не подумав о том, как это впишется в рамки проекта, в структуру платежей и в доступное время.
“В ситуации, когда вы беретесь за проект и клиент спрашивает, можете ли вы еще и вот это сделать, а вы отвечаете из вежливости “да, конечно”, границы вашего проекта расползутся еще до того, как вы об этом узнаете, — говорит он. — На самом деле в таком случае вам следует сказать: “Это отличная идея, мы можем включить ее в проект, но давайте сделаем это тогда, когда закончим с основным проектом»”.
Ошибка номер пять: выполнение всей работы самостоятельно
Если очевидно, что клиент выберет консультанта, который является экспертом в своей области, то почему многим консультантам так тяжело понять ценность передачи работы вне своей компетенции на аутсорсинг другим специалистам, тогда как это поможет их собственному бизнесу развиваться? Зайно считает, что очень многие консультанты так концентрируются на поддержании своего бизнеса, что теряют фокус на удовлетворении потребностей клиентов: “Самое важное для вас — предоставлять вашим клиентам обслуживание высокого качества. Постарайтесь окружить себя поставщиками услуг, которые могут снять с вас бремя рутины, чтобы вы работали эффективно и направляли свою энергию на выполнение важных задач”.
Ошибка номер шесть: приковывание себя к рабочему месту
ИТ-консультанты редко получают работу через объявления, рекламу или желтые страницы. Основная часть клиентов приходит через знакомых. И все равно многие технологические консультанты имеют обыкновение замыкаться. Они не общаются с людьми, а когда все-таки выходят в свет, то в основном вращаются в своем маленьком профессиональном кругу. Зайно утверждает, что расширение круга общения поможет добиться процветания в бизнесе.
“Оставьте для себя хотя бы четыре часа в месяц на общение с другими людьми”, — советует он.
Ошибка номер семь: приукрашивание своего резюме
Хотя возможность немного приукрасить свои достижения очень заманчива, но если вас поймают с поличным, это может окончательно убить ваш бизнес. Поэтому никогда не делайте этого.
“Так и хочется сказать: “Да, конечно, я работал в этой компании”, — даже если вы занимались там какой-то мелкой работой, эта фраза даст вам чувство собственной значимости, — отмечает Зайно. — Но ваша репутация чрезвычайно важна, и если вы подмочите ее, люди потеряют доверие к вам, а это очень сложно исправить”.