Термин “троллинг” происходит от английского слова trolling (ловля рыбы на блесну) и, среди прочего, обозначает распространение провокационных сообщений (в Интернете, в трудовом коллективе, в кругу друзей и т. д.) с целью вызвать споры ради спора и спровоцировать конфликты между участниками этих “споров ни о чем”. Человека, занимающегося троллингом, называют троллем.

В ноябре этого года служба исследований компании HeadHunter опросила 9251 посетителя сайта hh.ru с целью выяснения распространенности троллинга среди различных социальных групп. Опрос показал, что на работе троллингом хотя бы раз занимался почти каждый третий (30%). Чаще всего это мужчины до 30 лет, но не брезгуют данным занятием и женщины (30%). Наиболее распространен троллинг в профобластях “инсталляция и сервис” (41%), “государственная служба” (41%), “добыча сырья” (39%), “автомобильный бизнес” (39%) и “информационные технологии” (37%). Интересно, что большинство троллей (53%) на работе руководствуются благими намерениями. Они считают, что таким образом вносят в коллектив позитивные эмоции.

52% опрошенных отметили, что среди их коллег есть люди, которые время от времени не прочь потроллить сослуживцев. По словам 20%, они начинают спорить о вкусах, провоцируя других работников на бессмысленные разговоры. 19% респондентов замечали за своими коллегами, что те специально придумывали какие-то вещи и начинали активно это обсуждать, втягивая других в яростные дебаты. Активных провокаторов среди своих сослуживцев наблюдают 16% опрошенных. По словам ряда респондентов, их коллеги раздувают тему для разговора “на пустом месте”, начиная себе противоречить (15%) или выставляя себя идиотами (14%). 13% опрошенных были свидетелями того, как их коллеги подтрунивали над работниками с неуравновешенной психикой, способными эмоционально взорваться, устроить истерику или даже драку.

Большинство тех, кто считает, что троллингу на работе не место, объясняет свою позицию так: подобные дебаты “ни о чем” создают нервную атмосферу в коллективе, вызывают агрессию между работниками и вообще никак не идут на пользу работе. 39% отметили, что троллинг отвлекает от работы, а 26% — что это очень раздражает.

50% респондентов отрицательно относятся к троллингу на работе, в то время как положительно оценивают данное явление лишь 7% опрошенных. Основным недостатком троллинга называется негативное влияние на атмосферу в коллективе — разжигание страстей между коллегами и создание нервного напряжения. Напротив, те, кто не видит в троллинге ничего плохого, уверены, что он добавляет положительные эмоции, разбавляет рутину (53%), помогает разгрузить голову, отдохнуть от работы (47%), а также способствует оттачиванию искусства ведения спора и аргументации (45%).

Среди молодых специалистов троллей больше, чем среди возрастных.