Еще два-три года назад в зарубежных публикациях прозвучал тезис о том, что присутствие человека в социальных сетях является одним из обязательных требований в случае его трудоустройства, особенно если речь идет о достаточно ответственной, квалифицированной и инициативной должности. Правда, тут нужно уточнить — в первую очередь имелось в виду домашняя страница соискателя с персональной информацией о своей деловой, да и личной тоже, жизни, причем, возможно, даже с комментариями со стороны. Такое публичное резюме является намного достовернее и полнее, чем частный рассказ о себе на бумаге. Разумеется, крайне важными являются сведения о круге друзей (“скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты”), стиль и содержание общения и публикаций, и даже подборка фотографий. Отметим, что такой стиль жизни “за стеклом” не является современным изобретением: еще со средних веков в ряде стран Западной Европы существует традиция жить в домах без занавесок на окнах.
Разумеется, такая “открытость души” не каждому человеку по вкусу, но в какой-то момент она становиться обязательным общественным требованием. Так, отсутствие человека (соискателя на должность и потенциального партнера) в социальных сетях или явно неполная информация о себе вызывает если и не отрицательное, то по крайней мере настораживающее отношение к нему. Значит, ему есть, что скрывать…
Такой “западный” поход к изучению потенциальных контрагентов был до недавнего времени в диковинку для нашей страны, но сейчас он и у нас применяется все чаще. Это подтверждается, в частности, результатами, полученными исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru в феврале этого года в ходе опроса более 1000 представителей российских предприятий и организаций из всех округов нашей страны.
Из этих данных следует, что в последнее время работодатели всё более активно используют социальные сети для подбора сотрудников и проверки их личных данных. Хотя пока количество компаний, не использующих подобные сайты в целях рекрутмента, всё же превышает количество тех, кто применяет этот современный инструмент. Тем не менее, авторы исследования отмечают, что интерес к социальным сетям не спадает уже несколько лет. К тому же из разряда развлекательных многие из подобных сайтов переходят в разряд профессиональных — теперь с их помощью не только ищут одноклассников и друзей, заводят знакомства, выкладывают фотографии и видео, но и успешно решают профессиональные задачи, в том числе касающиеся подбора сотрудников.
На сегодняшний день для поиска кандидатов соцсети используют 19% отечественных компаний. Ещё 11% организаций не только ищут, но и проверяют потенциальных сотрудников с помощью социальных интернет-сервисов. По словам представителей этих компаний, личная страничка в соцсети может многое поведать о жизни человека, его интересах и моральных принципах: “Наши вакансии предполагают работу с людьми, поэтому нам важно понимать, кого мы принимаем в коллектив”, “Да, мы активно используем соцсети и для поиска, и для получения дополнительной информации о кандидатах”. Исключительно для проверки данных соискателей соцсети используют 12% компаний. “В частности, используем сеть “ВКонтакте”, “Иногда, когда чувствуем, что в этом есть необходимость"; “Считаю, что в этом нет ничего предосудительного”, — комментируют респонденты.
И всё же более половины HR-менеджеров (58%) остаются равнодушными к использованию соцсетей в целях проверки и поиска персонала. Свою позицию они в первую очередь объясняют нехваткой времени: “Если искать информацию обо всех соискателях в соцсетях, то не хватит рабочего дня. А если ещё и судить обо всех по фотографиям в этих сетях, то почти никто не подойдёт”, “Это затратно по времени”. В ряде компаний соцсети и вовсе находятся под запретом, поэтому их использование даже в интересах бизнеса невозможно: “Все социальные сети заблокированы. Объяснять руководству, что они нужны для работы, бесполезно”. Но все же можно легко прогнозировать, что доля тех, кто использует социальные сети для подбора персонала, будет расти.