Не думайте что будущее легко предсказуемо и будет готовым к восприятию передовых технологий. Не стройте предположений, что ИТ- и бизнес-платформы будущего станут развитием используемых сегодня. Вместо этого задайте себе эти десять вопросов, чтобы узнать, что будущее может потребовать от вашего ИТ-департамента.
Если бы вы могли выбрать какую-либо одну бизнес-функцию, которую надо перестроить в первую очередь, что бы это было? Консалтинговая компания Accenture, в которой я работаю, задала этот провокационный вопрос 152 ИТ-менеджерам и 164 другим руководителям в четырех странах. В большинстве случаев (особенно среди специалистов по технологиям) было указано упорядочение ИТ. Половина респондентов этого опроса также отметили, что они или уже переделывают корпоративную ИТ-инфраструктуру, или собираются этим заняться в ближайшее время.
Менеджеры стремятся к реорганизации своих ИТ-департаментов, но как будут выглядеть они завтра, после завершения реорганизации? Какие у них будут обязанности, роли и приоритеты?
Большинство менеджеров все еще ломает над этим головы. 68% из них не знает, как будут выглядеть функции ИТ-службы к 2016 г. Еще больше руководителей не имеют ясного представления о будущей роли ИТ-директора.
Кто может их винить? Существует огромное количество вопросов о том, как облачные вычисления, мобильные компьютеры и потребительские технологии повлияют на ИТ-департаменты.
Неопределенность выходит за рамки технологий. ИТ-организации находятся под действием тех же непостоянных социальных, политических и экономических сил, которые влияют и на весь деловой мир. Планирование развития ИТ, исходя из предсказуемого, интегрированного и технически обеспеченного будущего и без принятия во внимания тех изменений, которые может потребовать бизнес в результате совокупного действия социальных, политических и экономических факторов, как минимум — наивность, а как максимум — опасная близорукость.
Глобальная интеграция и экономическое сотрудничество не являются чем-то навсегда заданным свыше. Мы надеемся на продолжение этих процессов, но нам может и не повезти, особенно если масштаб современного экономического кризиса и геополитической напряженности продолжит расти и вызовет дальнейшее усиление раскола в мире. Это способно заставить компании начать сокращение расходов на привлечение иностранных ИТ-специалистов и контакты с новыми партнерами и вынудить руководителей реструктурировать бизнес-процессы и ИТ-операции.
Рассмотрим, например, потребительские технологии. Они могут продолжить изменять ежедневную жизнь и ИТ-ожидания. Или опасения за приватность и безопасность данных заставят частных и корпоративных пользователей проявлять большую осторожность в работе с Интернетом. Сегодня трудно представить себе мир без Интернета, но отдельные руководители пытаются это сделать. 27% менеджеров, которых мы опросили, ожидают начала поиска альтернатив для Всемирной сети к 2016 году.
Другая неопределенность: насколько сильно конкуренция с транснациональными корпорациями, действующими в развивающихся странах, повлияет на бизнес-сообщество и принятые в нем способы управления ИТ. 42% ИТ-менеджеров в ходе нашего опроса высказали мнение, что глобальные корпорации скорее всего смогут значительно сократить свои расходы на ИТ. Этот факт наверняка привлечет внимание вашего финансового директора.
Нет ничего удивительного, что в подобных обстоятельствах так тяжело представить себе будущее ИТ-департамента и самого ИТ-директора. Развитие может пойти совершенно разными путями, и трудно предсказать, как это повлияет на приоритеты и операции ИТ-служб.
Как может ваша команда ИТ-руководителей начать планировать новую структуру ИТ-подразделения компании? Ответ один — работая вместе с другими менеджерами над выработкой представления о будущих способах ведения бизнеса. Они должны обдумать все факторы, оказывающие давление на вашу ИТ-организацию, и взвесить разнообразные решения, которые нужно будет предпринять ИТ-руководителям.
Следующие 10 вопросов помогут руководителям связать возможные варианты развития событий и базовые ИТ-решения, касающиеся организационной структуры, ИТ-инвестиций, компетенций персонала и новых технологий (таких, как облачные вычисления). Некоторые из них фокусируются на основных принципах участия ИТ в производственной деятельности. Другие больше относятся к проблеме управления ИТ-структурой в будущем. Вместе они помогут вам увидеть возможности реорганизации вашей ИТ-службы, предвидеть изменения и спроектировать более жизнеспособную ИТ-систему.
1. Почему ИТ будет иметь значение для моей компании?
Компании могут добиваться с помощью ИТ больших успехов, чем когда-либо ранее, но они не так часто прислушиваются к мнению своих ИТ-подразделений при выборе и внедрении технологий. Уточнение цели ИТ-подразделения поможет сфокусировать усилия по его реконструкции.
Если будущее останется глобально взаимосвязанным и предельно конкурентным, ИТ-подразделения должны помочь лидерам индустрии удержать лидерство, предлагая инновации и точную аналитику. Корпоративная ИТ-инфраструктура начинает выступать в качестве глобально управляемого актива. Но даже если мир двинется в сторону большей фрагментарности, разрозненности и уязвимости, ИТ-подразделение все еще способно окупить затраты на свое содержание — помогая в реструктуризации бизнеса, снижая затраты компании и обеспечивая непрерывность операций на время реформ.
2. Как будет выглядеть наша служба ИТ, если мы сможем перестроить ее с нуля?
Будет ли какая-либо компания при перепроектировании своей ИТ-инфраструктуры пытаться сохранить ее в предыдущем виде? Скорее всего нет. На что же была бы похожа ИТ-служба, если бы руководство компании, включая ИТ-директора, могло бы действовать без каких либо ограничений?
Подумайте об организационной структуре, наиболее подходящей для вариантов развития, которые вы рассматриваете. В зависимости от юридических, политических и технических аспектов это может быть отлаженная глобально действующая ИТ-структура, управляющая оказанием услуг по модели “облака и аутсорсинг”, или децентрализованный ИТ-департамент с мощными локальными ИТ-подразделениями. В случае сохранения угрозы киберпреступности может также потребоваться усиление контроля над обеспечением информационной безопасности.
3. Как наши ИТ-менеджеры и другие руководители будут обсуждать и одобрять решения в области технологий?
Цепочка принятия решений в ИТ становится все длиннее. Социальные медиа и аналитики все больше втягивают в принятие ИТ-решений ведущих специалистов по маркетингу. Компании нанимают директоров по инновациям и цифровой обработке. Сотрудники спокойно принимают ИТ-решения касающиеся их самих себя.
В этой ситуации руководителям надо сконцентрироваться на управлении, а не вступать в борьбу за власть. Этот вопрос помогает понять, какие ИТ-решения должны приниматься на глобальном или региональном уровнях, а какие лучше принимать самим сотрудникам и руководителям среднего звена. Это также поможет ответить на вопросы о роли ИТ-директора, а также о необходимости контроля ИТ-департамента со стороны специально назначенного чиновника — директора по стратегии или директора по рискам.
4. Как вы обеспечите доступность своих данных везде, где они необходимы?
В эпоху смартфонов и аналитики люди ожидают постоянного доступа ко всем типам данных с любого устройства. Не имеет значения, идет ли речь о структурированных результатах транзакций или неструктурированных массивах видео и аудио, огромных базах данных или небольшом объеме критически важной информации. Задача ИТ состоит в налаживании взаимодействия старой и новой архитектур, чтобы обеспечить безопасную и надежную доставку полезных сведений всем, кому они необходимы.
При любых вариантах развития эти ожидания могут осложниться возможными проблемами, такими как юридические ограничения, угрозы безопасности и перебои с услугами. Но даже в этих обстоятельствах необходимо найти способ максимально приблизиться к идеальному стандарту полной доступности информации и результатов ее анализа.
5. Мы выигрываем или проигрываем битву за информационную безопасность?
Будущее ИТ в значительной мере будет определяться уровнем серьезности угроз со стороны киберпреступности. Смогут ли компании и правительства справиться с этой проблемой с помощью технологических новинок или международного сотрудничества? Если да, то проблемы кибербезопасности начнут отходить на второй план.
Но что если киберпреступность (или даже кибервойна) выйдет из-под контроля? Традиционные методы ведения бизнеса компаниями и их клиентами на основе нынешних ИТ-операций уйдут в прошлое. Если ситуация действительно ухудшится, компаниям придется пересмотреть и значительно ограничить большинство своих операций, использующих Интернет. ИТ-департаменты сфокусируются на поиске альтернатив современной основанной на Интернете сетевой инфраструктуре для минимизации возможного ущерба.
6. Какой тип облачных сервисов будет преобладать?
Одни варианты развития событий благосклонны к облачным сервисам, другие — нет. Предсказуемый, глобально взаимосвязанный, не регулируемый принудительно мир создает благоприятную почву для облачных вычислений и услуг на платформе публичного облака. При наличии высокоскоростного широкополосного доступа к Интернету не остается никаких препятствий на пути повсеместного использования бизнесом глобальных облачных сервисов.
Однако в случае предъявления жестких требований к способам хранения и обработки данных, применения протекционистской экономической политики и национальных аналогов Интернета компании могут быть вынуждены отказаться от глобальных облачных сервисов и перейти на работу с частным облаком и локальными провайдерами облачных технологий. И хотя крупные облачные компании могут позволить себе серьезные инвестиции в первоклассные технологии обеспечения безопасной и надежной работы, это не будет иметь никакого значения, если их клиенты не смогут наладить надежно защищенный канал обмена данными с публичными облаками.
7. Насколько срочно мы должны принимать в расчет технологии, рассчитанные на широкое потребление?
Потребительские ИТ-продукты возникают на пересечении бизнеса, инноваций и стиля жизни, и это делает их непредсказуемым феноменом для ИТ-структур. Трудно представить себе, что будут предлагать через пять лет социальные сети и смартфоны, и еще труднее оценить, какие новые приложения окажутся востребованными сотрудниками компаний.
Тем не менее люди, отвечающие в корпорациях за планирование развития ИТ, могут уже сейчас приступить к изучению возможных последствий распространения потребительских ИТ, включая необходимость найма новых сотрудников и тестирование новых технологических трендов. Такие факторы, как стоимость, наличие широкополосного доступа, технологии доступа к сети с мобильных устройств, скорость внедрения инноваций, доступ к потребительским приложениям и данным из других стран, цензура и уровень доверия к ИТ-безопасности, будут оказывать влияние на предложение потребительских ИТ-товаров и услуг и спрос на них как на рынке, так и на рабочих местах.
8. В каких ИТ-компетенциях нам необходимо преуспеть и где они будут нам необходимы?
Задайте этот вопрос после того, как ответите на остальные. Начните с разделения работ по ИТ на управление, руководство, проектирование, разработку, анализ и операции. Затем спросите, что необходимо сделать и какие компетенции для этого потребуются.
Например, чем необходимо управлять? Провайдерами услуг? Инфраструктурой? Где они управляются — глобально или локально? Или рассмотрим проектирование ИТ: какие компетенции будут нужны архитекторам и сетевым инженерам для проектирования гибридной инфраструктуры “облако ‒ сервер” (специальный тип архитектуры, объединяющий взаимодействующие друг с другом ресурсы, развернутые одновременно в традиционной сети on-premise и в облаке) или мигрировать в сеть, созданную на закрытых стандартах? Какой опыт лучше всего подготавливает руководителя к тому, чтобы поощрять инновации: руководство централизованной или децентрализованной структурой или управление кризисами в области информационной безопасности?
9. Откуда появятся ИТ-таланты?
Сегодня предприниматели предполагают, что могут легко отыскать необходимых ИТ-профессионалов в странах с низким уровнем жизни и быстро переместить их через границы. Но что если глобализация приостановится, новые правила не позволят вам более выкачивать ИТ-специалистов из других стран, а дистанционное сотрудничество сильно осложнится? Что случится, если компании не смогут найти местных исполнителей, когда это диктуется интересами национальной безопасности или требованиями культурологического характера?
Если компании не имеют разрешения на приглашение иностранных талантов или не могут использовать офшорное программирование, они будут вынуждены увеличивать инвестиции в подготовку национальных кадров или в перемещение своих сотрудников с места на место. Больше компаний станут сотрудничать с университетами для выпуска специалистов, готовых к практической работе.
10. Как изменятся наши приоритеты в расходах?
Отступите на шаг назад и оцените заново, что каждый вариант развития означает для вашего бюджета. Спросите себя — куда при каждом из анализируемых вариантов будущего придется вкладывать деньги для достижения бизнес-целей, решения операционных задач и выполнения юридических требований. Будут ли это инвестиции в инфраструктуру, разработку приложений, сервисы или персонал? Или это будет некоторая комбинация из названных опций?
Кроме того, можно ли как-то сократить расходы — например, перейдя на более дешевые опции или отказавшись от решения каких-либо задач? В некоторых вариантах будущего сокращение расходов на ИТ или предоставление сотрудникам и менеджерам прямого контроля над расходами в области ИТ — станет особенно важным приоритетом.
Мир часто меняется в непредсказуемом и неожиданном направлении, и изменениям подвергаются не только технологии. Безальтернативное планирование развития вашей ИТ-инфраструктуры в будущем без учетов возможных вариантов представляется чрезвычайно опасным подходом.