Ситуация на рынке ИТ-обучения нормализуется, растет спрос от коммерческого сектора, продолжает формировать заказы госсектор, в лучшую сторону меняется законодательство — в частности, в этом году был принят закон о дистанционном обучении.
По словам ректора “Академии АйТи” Игоря Морозова, все крупные учебные центры (УЦ) вернулись на докризисный уровень. Но кризис не прошел бесследно. “Мы теперь живем в новых реалиях, и такого спроса, как раньше, уже не будет, — считает он. — Клиенты понимают, что деньги на обучение надо тратить оптимально, с его привязкой к конкретным ИТ-проектам или организационным изменениям. У нас 90% заказов имеет именно такой характер”.
Особенно сильно пострадал от кризиса сегмент бизнес-обучения. “Он уже не первый год находится в состоянии стагнации и, похоже, не собирается оттуда выходить”, — сказал Игорь Морозов. Зато в области ИТ-обучения наблюдается подъем.
В 2011/12 учебном году оборот “Академии АйТи” составил 380 млн. руб., сообщил г-н Морозов. Он отметил, что в последние годы оборот растет, может, не так быстро, как прежде, но по крайней мере стабильно. Действительно, после кризисного спада в бизнесе “Академии АйТи” начался рост, который продолжился и в прошлом учебном году.
Однако в распределении дохода произошли некоторые изменения. Если в предыдущие пару лет превалировали поступления от госзаказов, то теперь доли государственного и коммерческого секторов примерно сравнялись. “Значительно вырос спрос от коммерческих организаций. Компании вернулись к внедрению ИТ-систем, что тянет за собой и обучение”, — пояснил Игорь Морозов.
Тем не менее, перечисляя ключевые проекты, он упомянул только государственные заказы, и в первую очередь проект “ЭОР-11”, направленный на обучение 65 тыс. учителей со всей России работе с электронными образовательными ресурсами (ЭОР). По этому поводу Игорь Морозов говорит: “Главная особенность и сложность данного проекта состоит в том, что половина обучения должна проходить в очном режиме, а ведь это — огромная аудитория. В практике нашей компании такого еще не было. Здесь на первый план выходит опыт и мастерство менеджеров проекта, которые координируют работу нескольких сотен преподавателей и нескольких десятков организаций-подрядчиков. Результаты этого масштабного проекта будут подведены в конце нынешнего года”.
С повышением квалификации педагогических кадров связаны и два других крупных проекта. Первый предусматривает подготовку примерно тысячи учителей из Ростовской области в сфере СПО, а второй направлен на обучение руководителей образовательных учреждений Иркутской области по программе “Менеджмент образования”.
Массовый характер имеет также и ряд заказов на подготовку госслужащих бюджетной сферы. Так, в уральском регионе обучение прошли более 10 тыс. человек, а в Тюменской области, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах — более тысячи по целевым программам. Кроме того, в Ханты-Мансийском округе было обучено 900 человек по программе “e-Citizen — Электронный гражданин” и 8600 человек — по основам компьютерной грамотности. “Сейчас в госсекторе наибольшая активность проявляется на региональном уровне. От субъектов поступает много заказов на обучение госслужащих, бюджетников и сотрудников школы”, — отметил новую тенденцию Игорь Морозов.
Реализуя госпроекты, “Академия АйТи” не забывает и о своем традиционном бизнесе — авторизованном обучении. Традиционно наибольшим спросом пользуются программы компаний Microsoft, Oracle и Cisco, на которые в общей сложности пришлось 21% оборота. Но “Академия АйТи” не ограничивается только этим вендорами, а расширяет ассортимент курсов. Так, в прошлом году был заключен контракт с Huawei, а затем — с компанией Microstrategy, которая специализируется на технологиях, связанных с использованием мобильных устройств для получения доступа к корпоративным данным, и фирмой Аutodesk, запустившей в России программу сертификации специалистов по продуктам AutoCAD, Inventor, 3ds MAX, Maya, Revit и Civil 3D. Игорь Морозов на эту программу возлагает особые надежды: “В нашей стране технологии Аutodesk использует много людей, и мы полагаем, что программа сертификации может подстегнуть рост спроса на обучение и интерес к самим продуктам”.
Он объяснил, что в данном случае “Академия АйТи” выступает не только в своей обычной роли УЦ, но и в качестве дистрибьютора образовательного канала Autodesk: “Это — прежде всего организационная работа по поиску новых партнеров, по взаимодействию с имеющимися, по продлению договоров, сертификации преподавателей, оказанию методической поддержки”.
По словам Алексея Андреева, руководителя образовательных программ Autodesk, программа профессиональной сертификации была запущена в мире в 2005-м, но в нашей стране началась только в этом году: “Сейчас заключаются договора с центрами сертификации, которые обычно создаются на базе авторизованных учебных центров. Для этого их сотрудники проходят дополнительное обучение, затем сертификацию, и УЦ получает новый статус”.
В “Академии АйТи” произошло еще одно серьезное изменение. В апреле была создана новая компания ЭОР, которая занимается разработкой технологий для дистанционного обучения (ДО). Как объяснил генеральный директор ЭОР Александр Ворожцов, основная задача — создание учебного контента: “С точки зрения отдачи от ДО огромное значение имеет качество контента. Мы не предлагаем курсы, похожие на электронные учебники. В них обязательно предусмотрены мультимедийные и интерактивные компоненты. Над их составлением работают методисты с педагогическим образованием и специалисты в области учебных программ”.
Отвечая на вопрос о возможности конкуренции между “Академией АйТи” и ЭОР, Игорь Морозов подчеркнул, что компании не будут соперничать, так как занимаются разной деятельностью: “Академия оказывает услуги по обучению, очному и дистанционному, а ЭОР таких услуг не предлагает, а выполняет только разработку технологий для ДО и может работать независимо от “Академии”. У нас много разных направлений, а клиентам проще иметь дело с компанией, специализирующейся именно на этой деятельности, такой как ЭОР”.