Были времена — их еще помнят некоторые из ныне живущих — когда ИТ-отделы на предприятиях однозначно воспринимались как носители и проповедники чего-то нового и полезного, чего сегодня нет, но завтра будет. Слова “инновации” и “евангелисты” тогда не применялись, да и термин ИТ был не очень распространен (обходились определениями “компьютерный” или даже “вычислительный”). Люди, работавшие в “вычислительных отделах”, пользовались в организациях заметным уважением, но и это было, скорее, отношение к категории людей типа Жака Паганеля — чудак, эрудит, энтузиаст и просто хороший парень. Который к тому же постоянно о предлагает что-то не очень обычное, но часто оказывающееся действительно полезным. Вычислительные подразделения не входили в число ведущих отделов организаций, их начальников приглашали на топ-встречи в дирекции только по специальным случаям, сотрудники отличались более свободным стилем одежды, среди них наблюдался выше среднего уровень разного рода необычных занятий (байдарки, горные лыжи…). И еще эти ИТ-люди (их почему-то всех — в том числе механиков по ремонту периферии, называли часто “математиками”) постоянно приставали ко всем (от директора до рядовых сотрудников основных отделов) с какими-то идеями и предложениями. С инновационными, как это принято говорить сейчас.
Сегодня слово “инновации” в ходу. И очень многое поменялось в ИТ-отделах, в том числе в их статусе на предприятиях. Сами ИТ уже не сосредоточены в “резервации” (в дальнем углу здания) под названием ВЦ, они, как кровеносная система, пронизывают всю структуру организацию. Отношение к ИТ-сотрудникам теперь уже совсем не романтичное, примерно как к слесарям-сантехникам (помощи в нужный момент не дождешься, нужно деньги платить, а завтра — опять не работает). Начальник ИТ-отдела стал ИТ-директором, а то и CIO (как они сами себя называют, хотя в чем отличие от “ИТ-директора” никто не знает). Без его участия не обходится ни одна серьезная планерка, он уверенно входит в числе группы “топов” компании. Дресс-код у ИТ-людей — вполне на уровне, а то и выше среднего.
И еще важное изменение: не ИТ-работники пристают с предложениями к другим, а другие бегают за ними, все реже ИТ-руководитель выходит с иннициативами к “генеральному”, все чаще он получает указания о новых делах сверху. Такое впечатление, что вектор проникновения инноваций во взаимоотношениях ИТ-сотрудники — ИТ-пользователи меняет направление на 180 градусов.
Дискуссии о роли ИТ-директора в компаниях закончились еще несколько лет назад, черту под ними подвело самое появление нового термина — CIO. Высокая значимость CIO уже никем не ставится под сомнение. ИТ-директора вышли на высокий уровень самоорганизации, в том числе создав свои сообщества и информационные ресурсы, проводимые ими мероприятия вызывают повышенный интерес со стороны ИТ-вендоров и ИТ-общественности, эта категория сотрудников занимает заметное положение в рейтингах ведущих менеджеров стран…
Фокус внимания ИТ-поставщиков давно сосредоточился на ИТ-директорах как ключевом (и чуть ли не единственном) звене в деле продвижения новшеств в среду заказчиков, как на главном проводнике ИТ-инноваций… Но возникает довольно очевидный вопрос: в какой степени ИТ-отделы и их руководители являются этими самыми “проводниками"? Такое впечатление, что они уже перестали быть “транзисторами” (способными активно усиливать ток) и даже их “проводящие” характеристики снижаются…
Сомнения в позитивном отношении к ИТ-инновациям со стороны CIO (будем использовать этот термин для обозначения ИТ-служб в целом) четко обозначились еще в 2011 г. в контексте проблемы продвижения на ИТ-рынок облачных концепций. Невосприятие с их стороны этих идей было заметно и ранее, но поначалу казалось, что речь идет о вполне понятной осторожности и даже просто непонимании. Но потом стало довольно очевидно, что это системная проблема, что трудности носят концептуальный характер, который заключается в том, что облачные дела входят в некоторое противоречие с интересами CIO (не заказчиков, а именно CIO). Облака требуют серьезной реструктуризации всего ИТ-хозяйства компаний, изменения целей, задач и статуса как ИТ-отделов, так и их руководителей. Суля бизнес-эффекты, они повышают риски для ИТ-сотрудников… Об этом сначала написали журналисты, а потом озвучили озвучили и представители ИТ-поставщиков.
Хотя нужно сказать, что проблема — насколько совпадают интересы ИТ-отделов и компаний в целом в деле продвижения инноваций — потенциально обозначилась еще в середине 1990-х. Уже тогда было видно, что риски, связанные с внедрением новшеств (а риски есть всегда!), вступают в определенное противоречие со статусом размеренной жизни. И вполне очевидно, что это противоречие возрастает по мере повышения рисков (чем больше значимость ИТ, тем и риски выше) и повышения статуса CIO.
Одним из недавних инновационных трендов в ИТ — всего пять лет назад — была SOA (сервисно-ориентированная архитектура). И кстати, исчезновение шума вокруг этого термина совсем не означает, что идея была “мыльным пузырем”, просто она реализовалась на практике и разговоры пошли на убыль. Так вот тогда одна из главных тем дискуссий была такая: как помочь CIO (правда, тогда это слово было еще не в ходу) убедить генерального в пользе и эффективности SOA. Сейчас же, в случае с облаками, все в значительной степени выглядит по-другому: в деле продвижения инноваций нужно делать акцент на то, как бизнес-заказчику убедить CIO в пользе (и в их небезопасности для его нынешнего статуса) облачных моделей и технологий.
Еще один более свежий “пробный камень” — концепция BYOD (Bring Your Own Device, принеси на работу свое собственное клиентское устройство). Идея тут известная: возможность использования сотрудниками в корпоративной работе своих домашних, любимых устройств. И не только устройств — но и программ, стиля работы. Термин этот, как некая далекая от нашей жизни “заморская штучка” появился в СМИ еще года два назад, но в начале этого года данная тема стала обозначаться в практической перспективе и у нас в стране. Дискуссии, пока на уровне философии, начались в социальных сетях, и в них невосприятие BYOD со стороны ИТ-отделов было заметно невооруженным глазом.
Отметим сразу, любое новшество — это вещь спорная. Оно сулит выгоды, но несет при этом риски. Нужно решать задачу с определением результирующего баланса между эффектом и возникающими трудностями. И проблема тут очевидна: выгоды получают одни категории сотрудников, а “шишки” — совсем другие. Это отлично видно на примере BYOD — от реализации этой идеи могут выиграть сотрудники-пользователи, возможно, компания в целом (соответственно и руководство компании), но для ИТ-отдела она не несет ничего, кроме дополнительной “головной боли” и увеличения трудозатрат. И вывод из этого очень простой: не нужно убеждать CIO в пользе BYOD (пользы ему лично — никакой, скорее — вред), нужно помочь ему — как проще и с выгодой для себя (это возможно!) встретиться и примириться с этой “напастью”.
Вот как изменился наш мир: раньше “математики” помогали остальным сотрудникам осваивать новшества, теперь пользователи должны брать это дело в свои руки, помогая ИТ-специалистам приспосабливаться в новым реалиям!