Многим из нас тегирование друзей в Facebook или передача биометрической информации представляются не таким уж сложным делом. Но когда такая информация хранится на разбросанных по всему миру серверах, она может граничить с разглашением персональных сведений. Те же технологии уже нередко используются в коммерческих целях. А с расширением сферы их применения, если ставится задача оградить права потребителей, следует по меньшей мере соблюдать определенные требования.
Новый отчет Федеральной комиссии по торговле США (FTC), озаглавленный “Перед лицом фактов: передовой опыт использования технологий распознавания лиц без специальных целей”, призван служить для компаний ориентиром в неясных вопросах использования распознавания лиц в инновационных продуктах с соблюдением тайны частной жизни и прав потребителей.
FTC отмечает (выделено мною): “Целью настоящего отчета является оказание помощи коммерческим структурам, использующим или планирующим использование технологии распознавания лиц в своих продуктах или услугах”.
Комиссия дает, в частности, такие рекомендации:
- компании должны планировать свои услуги с учетом тайны личной жизни клиента;
- им следует разработать “разумные меры защиты” данных и использовать надежные методы определения, какую информацию следует хранить, а от какой избавляться;
- необходимо учитывать конфиденциальный характер информации. Например, не рекомендуется применять технологию распознавания лиц там, где находятся дети, комнаты для переодевания или туалеты;
- наконец, покупатели должны быть проинформированы об использовании технологии распознавания лиц и определять, какие данные могут накапливаться.
Что касается социальных сетей, то отчет FTC предлагает, чтобы каждая сеть, использующая технологию распознавания лиц (вроде тегирования в Facebook), предоставляла пользователям четкие правила, определяющие, как работает данный сервис, какие данные накаливаются и как эта информация будет использоваться в будущем.
Идя дальше, комиссия хочет, чтобы у потребителей была возможность отключения технологии распознавания жестов и необратимого удаления любой собранной ранее информации.
FTC считает, что в двух случаях компании должны заручиться согласием потребителя, прежде чем собирать любые биометрические данные на основе распознавания лиц. Во-первых, при идентификации анонимных индивидов в интересах кого-то другого, кто не смог бы иным способом установить их личность; во-вторых, при использовании данных в таких целях, которые не были первоначально заявлены.
Технология распознавания лиц часто используется в социальных сетях, электронных подписях и мобильных приложениях. Однако благодаря достигнутому за последнее десятилетие прогрессу она применяется также для предсказания поведения потребителей в магазинах розничной торговли, чтобы посредством фиксации изменений в эмоциональном состоянии узнать, удалось ли завлечь покупателя, и для идентификации анонимов везде, где установлены камеры видеонаблюдения.
Рассмотрим начинающую чикагскую фирму Scenetap. Она объединила технологию распознавания остающихся анонимными лиц во время светских мероприятий с мобильной технологией. Благодаря этому люди могут в соответствии со своими предпочтениями выбрать, в каком мероприятии принять участие в следующую пятницу. Учитываются соотношение мужчин и женщин, количество участников, “сцена” и средний возраст участников. Информация поступает с установленных на мероприятиях видеокамер. Вы удивитесь, узнав, сколько людей в курсе, что их снимают.
Такого рода данные могут стать объектом кибератак или целью взлома систем. Это следует учитывать в процессе совершенствования технологии.
Согласно FTC, если компании на начальном этапе применения технологии распознавания лиц примут во внимание вопросы защиты личной информации, предоставления потребителям права выбора и обеспечения прозрачности, это будет способствовать ее развитию в нужном направлении. А именно, приведет к появлению инновационных продуктов и сервисов, уважающих, насколько возможно, личную жизнь потребителей.