Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), по заказу компании Fellowes, производителя уничтожителей документов, провел федеральное исследование о культуре использования конфиденциальных документов.

Задачей исследования было изучить, как сотрудники компаний обращаются с конфиденциальными документами. В частности, оно должно было определить, какое количество конфиденциальных документов выбрасывается в мусорную корзину, какие способы уничтожения бумажной документации используют сотрудники компаний и осознают ли они возможные негативные последствия в случае ненадлежащего обращения с конфиденциальными данными.

Исследование проводилось в форме масштабного онлайн анкетирования во всех городах-миллионниках России, при этом меньше половины (41%) составили респонденты из Москвы. Для опроса отбирались сотрудники, работающие в штате компании, то есть у которых есть свое рабочее место в офисе. Четверть опрошенных респондентов работает в сфере финансов и бухгалтерии (25%). Второе место по численности среди участников опроса занимают сотрудники отдела продаж (21%). На третьем месте — сотрудники, занимающиеся управленческой деятельностью (17%). Большую часть респондентов составили люди с высшим образованием (77% всех опрошенных) в возрасте от 24 до 35 лет, при этом среди них преобладали женщины (77% всех опрошенных).

В результате исследования было установлено, что значительная доля сотрудников пренебрегает мерами безопасности и выбрасывает конфиденциальные документы в мусорную корзину. При этом 75% от общего числа опрошенных поступают таким образом с документами, заверенными печатью компании и подписью генерального директора или главного бухгалтера. Самыми безответственными работниками по отношению к уничтожению документации оказались сотрудники бухгалтерии и финансового отдела (79%). Ежедневно почти половина (48%) офисных сотрудников выбрасывает до 5 документов, треть (33%) — не менее 10 документов.

В ходе исследования была выявлена интересная особенность поведения офисных сотрудников — даже те, кто осознавали ненадежность подобного способа уничтожения конфиденциальной информации, ежедневно выбрасывали документы с печатью компании в мусорную корзину. 69% респондентов отмечали, что смятый или порванный документ, выброшенный в корзину, ненадежно уничтожен. Однако 39% респондентов убеждены, что выброшенные таким образом документы не могут быть украдены и использованы в корыстных целях. Показательно, что 80% считают наиболее надежным способом уничтожения документов — измельчить с помощью уничтожителя. Две трети голосов разделились между способами «порвать» и «сжечь» документ (по 33% соответственно).

Так или иначе, значительная часть сотрудников продолжает выбрасывать конфиденциальную документацию в мусорную корзину, несмотря на возможные последствия. Исследователи подводят итог: для того, чтобы повысить общую оценку культуры поведения офисного работника, руководители компаний должны уделить особое внимание именно проблеме низкой ответственности за действия. Необходимо создать общие правила удаления документации, например, посредством использования шредера для уничтожения бумаг.