В последние год-два слова “контроль данных” были для eWeek чем-то вроде заклинания. С этим были связаны практически все наши материалы. Для ИТ-отделов суть этого вопроса состоит в следующем: не умея контролировать данные (их доступность, передвижение, защиту, размещение и соответствие юридическим нормам), вы не сможете вести бизнес с помощью ИТ. Оптимальный контроль данных требует эффективного управления как людьми, так и их программными и аппаратными средствами. Вопросы такого контроля имеют прямую связь с управлением проектами разработки ПО. Многие предприятия не могут наладить эффективное руководство проектами, поскольку увязают в многочисленных инициативах, таких как внедрение гибких методологий ИТ-разработок, доведение до конца крупных проектов, управление вендорами и планирование новых проектов. предприятия должны повышать эффективность своих служб управления проектами. Поэтому eWeek представляет десять важнейших вопросов управления проектами в наступившем году, которые сформулировала международная группа ИТ-руководителей и профильных экспертов, привлеченная компанией ESI International.
1. Нужны крепкие руководители проектов, но главное — профессионализм
Хотя многие организации всё ещё жалуются, что руководителям проектов не хватает лидерских навыков, таких как коммуникабельность, умение вести переговоры, управление организационными переменами и взаимодействием с заказчиками, основной целью обучения останется обретение профессиональных навыков. Причина ясна: в большинстве компаний считают, что таких менеджеров разумнее направлять на специальные курсы по руководству проектами и программами, чем использовать широко распространенные курсы общей подготовки руководителей.
2. Внедрение методов гибкой разработки остается под вопросом
Гибкая разработка ПО представляет собой комплекс методов разработки, основанных на итеративных и инкрементальных подходах, при которых требования и создаваемые решения эволюционируют в ходе взаимодействия самоорганизующихся групп, включающих специалистов разного профиля. По данным исследований, гибкие методы часто сокращают затраты, ускоряют выход готового продукта и улучшают качество разработок по сравнению с традиционными подходами. Однако в 2013 г. многие предприятия по-прежнему будут далеки от реализации перспективных гибких методов. Причина в том, что специалисты, привлекаемые к проектам, как правило, не обучены методикам гибкой разработки, а их организации морально не готовы к использованию новых принципов.
3. Умение управлять проектами необходимо не только руководителям проектов
Многие десятилетия слово “руководитель проекта” означало не титул, а роль. И люди назначались на эту позицию по случаю. Но в последние двадцать лет ситуация изменилась. Организации создали почву для карьеры руководителя проектов, и сотни тысяч таких людей получили сертификацию. Хотя профессиональные качества руководителя проекта (PП) по-прежнему важны, организации будут искать кандидатуры на эту роль не только из тех, кто носит такой титул. Обучение в области PП необходимо и работникам таких бизнес-подразделений, как отделы кадров, продаж, маркетинга и юридические службы.
4. Специфика крупных проектов
Многое зависит от масштабов, и в случае крупных проектов с вложениями в миллионы долларов критическую роль может сыграть влияние и взаимодействие таких факторов, как разукрупнение организации, сложности системы и аутсорсинг. Проекты, связанные с капитальным строительством на основе EPCM-контрактов, с разведкой месторождений нефти и газа, разработкой систем вооружения и крупными транспортными инициативами, часто требуют обращения к аутсорсингу. Поэтому в 2013 г. увеличится число организаций, стремящихся повысить квалификацию собственных ИТ-кадров, чтобы со знанием дела оценивать ход работы своих подрядчиков.
5. Руководящие команды проектов будут нацелены на инновации
Прошли те времена, когда внедрение методологии и использование инструментов для отражения хода выполнения проекта служили для руководства компании подтверждением того, что РП справляется со своей работой. Все больше организаций проводят аудит офисов управления проектами (ОУП), чтобы понять, как можно ускорить разработку проекта и получить от него максимум пользы для бизнеса.
6. Правительство США повысит уровень сертификации PП
Для выделения средств на крупные ИТ-проекты госучреждения гражданского профиля обязаны иметь сертифицированного руководителя проекта. Однако очень немногие агентства руководствуются существующей практикой, устанавливающей минимальное количество учебных часов для получения сертификата PП. Такая практика была учреждена курирующим сертификацию Институтом федеральных закупок США. Следует ожидать, что в 2013 г. правительство США через Управление федеральной политики закупок примет меры для повышения качества PП-сертификации.
7. Управление вендорами выдвигается на первые роли в профессионализме PП
Спросите людей из любой организации, заказывающей на стороне выполнение своих проектов или каких-то их частей, и они поведают о своих проблемах в управлении работой с вендорами — расплывающихся границах контракта, невысоком качестве их исполнения, несоблюдении сроков и разбухании договорных бюджетов. С расширением аутсорсинга такие проблемы, если их не решать в корне, будут только умножаться. В 2013 г. этими важными вопросами будут заниматься все больше организаций.
8. Жизнь ОУП становится сложнее
По данным исследования ESI, средний срок существования команды по руководству проектами составляет около четырех лет. Понятно, что он будет ещё короче, если результаты работы команды не удовлетворяют начальство и заинтересованный персонал. ОУП создаются для более эффективной реализации проектов, однако немногие компании наделяют эти подразделения достаточными ресурсами и полномочиями для реальной работы.
9. При стесненном финансировании повышается роль управления портфелем проектов
Управление портфелем проектов — нечто большее, чем упражнение в расстановке приоритетов. Это важнейшая часть конкурентной стратегии, выявляющая программы и проекты, которые могут превратить замыслы управленцев в реальность. Мы видим, что все больше компаний инвестируют ИТ и совершенствование процессов, чтобы лучше контролировать свои вложения во все проекты, связанные с их бизнесом. В новом году организации продолжат работу над иерархией элементов своего портфеля на уровне отделов и бизнес-подразделений, а также на региональном и общекорпоративном уровнях.
10. Организации будут внедрять гибкие методы разработки для ускорения выхода готового продукта
Если есть обученные профессионалы, руководящие правильными проектами в “правильных” организациях, гибкие методы разработки создают возможности для разностороннего повышения эффективности ИТ-проектов. Хотя организации внедряют гибкие методы главным образом для ускорения выхода готового продукта, реальный эффект от этих методов (т. е. от способности управлять изменяющимися приоритетами) гораздо шире.