В своей недавней статье я описал четыре роли ИТ-лидера новой формации. Но что же все-таки значит слово “лидер”? В современном деловом лексиконе понятие лидерства — это то, о чем, пожалуй, более всего пишут и что больше всего обсуждают. И при этом мало кто понимает, что это такое.
И я, как и все остальные, виноват в том, что этим термином разбрасываются. Нередко ловлю себя на том, что говорю о “лидерстве”, когда всего лишь имею в виду высший руководящий состав компании. Да, многие из нас ответственны за то, что понятия “лидерство” и “руководство” стали взаимозаменяемыми. Ведь на самом-то деле это не так. Можно, конечно, надеяться, что наши руководители являются лидерами, но всем нам встречались на пути топ-менеджеры, которые были полной противоположностью лидерам. В то же время мы вступаем в эру, где сотрудники на каждом уровне организации, а не только на руководящем, должны демонстрировать лидерские качества. Итак, что же значит быть истинным ИТ-лидером?
Недавно я общался с Кэмероном Косгроувом, вице-президентом по разработке приложений в First American. Встречались мы, чтобы обсудить недавние проекты с DevOps, но вместо этого я как будто прошел мастер-класс по воспитанию лидерских качеств. По ходу беседы с Кэмероном я пришел к такому мнению: хотя лидерство в какой-то мере сродни искусству, это еще и набор четких практических навыков, которые каждый может усвоить и взять на вооружение и таким образом развить в себе лидерские качества. Конкретно из опыта работы Кэмерона в First American я выделил четыре ключевых элемента в искусстве быть лидером, и я думаю, что знание этих элементов полезно для всех нас.
Настоящие лидеры — визионеры
Когда мы слышим слово “визионер”, то ачаще всего представляем себе великих мыслителей, людей, изменивших мир. Нам кажется, что такие люди встречаются очень редко. А потому трудно ожидать, что все те, перед кем стоит задача стать ИТ-лидером, могут принадлежать к этой редкой категории. Разве не так? Но я под визионерством понимаю все же нечто другое. Для меня визионер — это тот, кто способен предвидеть будущую ситуацию лучше других и готов поделиться с людьми этим своим видением и повести их в нужном направлении. И совсем не обязательно речь идет о том, что может изменить весь мир, или о каких-либо масштабных действиях.
Когда Кэмерон начал работать в First American, он по-своему понимал, куда нужно двигаться. Свою цель он видел в том, чтобы создать стабильную и идеально управляемую ИТ-организацию, в которой CIO фактически становился директором по инновациям, постоянно ищущим возможности генерировать с помощью ИТ дополнительную прибыль для компании и обеспечивать ее рост. Это свое видение Кэмерон трансформировал в значимые тактические задачи, понятные для членов его команды. Он использовал свое видение как боевой клич, вдохновляющий сотрудников двигаться вперед. Кэмерон стал проводить совещания, в ходе которых делился своими представлениями, вдохновлял членов команды на участие в процессе преобразований и прививал лидерские качества менеджерскому составу. Вскоре и другие сотрудники компании стали присоединяться к нему — не по приказу, не из чувства долга, а из желания быть частью этой инициативы.
Если вы задумаетесь о том, кто был для вас настоящим лидером, то в большинстве случаев это окажется человек, вдохновивший вас достичь большего, чем вам представлялось возможным, и помог стать тем, кем вы даже не надеялись стать. При этом он не заставлял вас, не “спускал” вам небольшие задания и не контролировал затем каждый ваш шаг. Он только мечтал вслух. Он делился с вами будущим, в которое верил. И вдохновлял вас на то, чтобы стать частью этого будущего. А вы включались в дело без подсказки. Вы заглянули выше и дальше просто потому, что верили в то, что делали. И вы тоже делились своим видением с окружающими. Вот что значит быть визионером. И на это способен каждый из нас.
Настоящие лидеры — это слуги
Если вы читали мою книгу The Quantum Age of IT, вы знаете, что я серьезно верю в концепцию “лидеров-слуг”. Понятие “слуга” существует тысячелетия, но зачастую его воспринимают неверно. Мы привыкли к тому, что роль “слуги” унизительна. Но ведь служить — это значит стремиться быть полезным другим. Основу идеи “лидера-слуги” составляет фундаментальный принцип личной скромности. Проще говоря, настоящий лидер понимает, что сам по себе он может добиться очень ограниченных результатов. Претворение его видения в жизнь возможно только объединенными усилиями других людей. То есть чтобы достичь поставленной цели, лидер должен помочь другим стать успешными.
Мне до сих пор паматен тот день, когда меня, начинающего менеджера, CIO компании отозвала в сторону. Я совсем недавно устроился на эту работу, и она спросила, можем ли мы поговорить. Я мог ожидать всего, что угодно, но только не того, что произошло дальше. “Я хочу, чтобы ты понимал: у меня очень важная работа в компании”, — начала она. Ну ладно, подумал я, ясно, к чему разговор: “надеюсь, ты помнишь, кто здесь твой босс”. “Моя работа, — продолжала CIO, — заключается в том, чтобы обеспечить всё необходимое, дабы ты мог сконцентрироваться на решении своих задач. Все внутриполитические вопросы должны заканчиваться на мне, чтобы ты мог выполнять свою работу”. Честно говоря, я даже не помню, что ответил. Я был в шоке. ИТ-руководитель высшего звена, моя начальница, которую я очень уважал, заявляла мне, что это она работает на меня. Что она должна обеспечивать мне условия для работы, чтобы цели организации были воплощены в жизнь. Это был очень запоминающийся момент, оказавший на меня неизгладимое впечатление.
Как объяснил мне Кэмерон, свою задачу он видит в обеспечении операционной деятельности, чтобы его начальник мог сконцентрироваться на стратегических вопросах — именно так и работает концепция “лидеров-слуг”, которую я видел в действии еще тогда, когда был неопытным менеджером. Будучи лидером, вы должны служить всем вокруг себя — как тем, кто работает на вас, так и тем, кто стоит на одном уровне с вами или является вашим начальником. Такое отношение к своей роли основано на скромности и обязательности. Людям вокруг вас такой подход дает надежду, смелость и уверенность, необходимые им, чтобы развиваться и добиваться таких целей, которые прежде казались недостижимыми.
Настоящие лидеры надежны
Лидерство — это нечто большее, нежели умение вдохновлять людей. В конце концов, лидеров оценивают по результатам, которых они добились вместе с возглавляемой ими командой. Вдохновение питает достижения, но для того, чтобы справиться с возникшими на пути к этим достижениям трудностями, потребуются также дисциплина и обязательность. Настоящий лидер знает, что обязательность основывается на ответственности друг перед другом. И прежде всего он должен быть заинтересован в том, чтобы быть подотчетным перед своей командой. Недопустимо, чтобы лидер считал себя “над законом” или вне критики. Все действия лидера должны быть максимально прозрачными для членов его команды, чтобы можно было достичь нужного уровня доверия и приверженности делу, присущих сильным командам. И даже в большей степени необходимо, чтобы члены команды были ответственны друг перед другом.
Сильны те команды, которые вдохновляются лидером и готовы работать для достижения общей цели. Команда же, все члены которой не только объединены общей целью, но еще и связаны ответственностью друг перед другом за её достижение, гораздо сильнее. Кэмерон рассказал мне, что перед выполнением масштабного проекта его команда составляет особое соглашение, в котором излагаются взаимные обязательства каждого её члена. И каждый его подписывает. Такое соглашение является очевидным подтверждением готовности сотрудников оказывать помощь друг другу и друг перед другом отвечать. Признав себя подотчетным перед своей командой, а затем добившись взаимной ответственности всех её членов, вы создаете благоприятную дружественную атмосферу, в которой обычный коллектив людей становится единым целым, почти семьей, преследующей общую цель.
Настоящие лидеры практикуют личностный подход
Когда мы с Кэмероном обедали, он подозвал официанта и, указав на столик в другом конце зала и дав свою кредитку, попросил инкогнито оплатить счет обедавших за тем столом. Это были менеджеры из его команды, и он хотел таким образом выразить свою признательность за хорошую ежедневную работу. Поскольку незадолго перед этим он поприветствовал своих коллег, я не сомневаюсь, что они догадались, что к чему. Тем не менее в данном случае было проявлено одно из тех качеств, которые, я считаю, отличают истинных лидеров от просто сильных.
Некоторых лидеров почитают. Другими восхищаются. Но истинные лидеры — это те, кто при общем к ним отношении почитания и восхищения выстраивают глубокие личные отношения со своими сотрудниками. Они не держатся особняком и не требуют пьедестала. Не сидят в неприступной башне из слоновой кости, появляясь только для того, чтобы время от времени покомандовать мелкими сошками. Истинный лидер действует на передовой и работает вместе со всеми. Он много делает для своей команды на уровне персональных отношений. Он всегда доступен и старается стать как можно ближе к команде. Вдохновение — это прекрасно. Ответственность порождает доверие. Но на край света, образно говоря, люди пойдут за тем, кто хорошо их знает, кто в них много вложил и верит в них.
Для ИТ-профессионалов наступает новая дивная эра. На настоящих лидеров не так уж много, им спрос на них будет больше. Но я верю, что истинный лидер живет в каждом из нас. Лидерство — это искусство, но такое, которому можно научиться. Учитесь этому искусству и будьте готовы стать настоящим лидером. Это все изменит.