Компании, добивающиеся высокого качества работы внутренних ИТ-служб, имеют явные преимущества перед своими конкурентами. Вопреки маркетинговой шумихе производителей насчет новых потрясающих технологий или сногсшибательных приложений реальные и долгосрочные конкурентные выгоды от использования ИТ достигаются благодаря неукоснительной профессиональной требовательности к качеству ИТ-управления. При строгой дисциплине управления и применении проработанных практических решений ИТ-группы могут превратиться из трудноуправляемого центра затрат в службу, приносящую корпорации дополнительную прибыль. Этот подход, являющийся проверенной стратегией успеха на взлетах и спадах деловой активности, особенно важен, если компанию сотрясают штормовые ветры рецессии.
Высокий уровень управления внутренними ИТ-службами компании может обеспечить ей явные преимущества перед конкурентами.
ИТ-службы в корпоративном мире с годами претерпели огромные изменения, вызванные как стремительной эволюцией самих технологий, так и появлением новых подходов к эффективному управлению сложными ИТ-системами.
Положительная сторона этих перемен состоит в том, что ИТ стали наиважнейшим фактором повышения продуктивности, и компании при нынешних мощных сетях, вычислительных платформах и сложных средах приложений имеют небывалые возможности в плане обеспечения быстроты проведения и экономичности своих операций. С приходом ПК, Интернета, портативных и беспроводных персональных устройств компании и домашние пользователи вооружились широким спектром возможностей, таких как доступ к информации, ее совместное использование, пополнение знаний, принятие решений, автоматизация и расширение рынка, которые всего несколько лет назад попросту не существовали.
Но, несмотря на крупные перемены, многие проблемы лидеров бизнеса, старающихся извлечь пользу из сложностей, возможностей, рисков и затрат, связанных с ИТ, остаются неизменными. Постоянно сражаясь с этими проблемами, компании зачастую упускают отдаленные возможности, выходящие за рамки сиюминутной отдачи от хорошо налаженных ИТ-функций. Сегодня ИТ абсолютно критичны для любого бизнеса, и хотя встречаются бизнес-лидеры, считающие ИТ неосновным и нестратегическим предметом, большинство CEO осознают, что их бизнес не смог бы существовать и преуспевать без хорошо функционирующей ИТ-службы, поддерживающей все транзакции и виды деятельности предприятия.
Средняя компания сегодня тратит на ИТ от 4 до 5 процентов своих доходов, а в отраслях с сильной зависимостью от ИТ — 10 процентов и более. Это солидные инвестиции, которые могут принести компании значительные выгоды, но одновременно являются очень чувствительным компонентом затрат. Однако еще большее влияние на успехи предприятия может оказывать качество (или его отсутствие) работы ИТ-служб. Управление ИТ-службой, без преувеличения, может стать решающим фактором как успеха и процветания бизнеса, так и его сложного положения или даже провала. Информационные технологии являются неотъемлемым и жизненно важным элементом любой организации, и их четкое функционирование не только напрямую влияет на результативность деятельности компании, но и проецируется в ее внешний профессиональный имидж.
На взгляд бизнес-лидера, мир ИТ нередко представляется как устрашающее сплетение терминологии и крикливой рекламы, проявляющей ненасытный аппетит к финансированию новых и текущих проектов. Бизнес-лидеров мучают вопросы, сколько надо тратить на ИТ, как добиться, чтобы весьма значительные инвестиции принесли реальный эффект и как эффективно организовать и управлять работой ИТ-служб. И это тем более сложно, потому что внедрение ИТ не является ни главной миссией предприятия, ни сферой компетенции топ-менеджеров бизнеса. При отсутствии дисциплинированного подхода к управлению ИТ-службами даже профессиональные ИТ-менеджеры могут столкнуться с непреодолимыми трудностями.
Поэтому в отраслевых журналах и в популярной прессе сегодня встречается масса примеров неудач в управлении ИТ, а публикуемые данные многих опросов говорят о низкой удовлетворенности работой внутренних ИТ-отделов. Все отрасли испытывают высокую потребность в прояснении функций ИТ под углом зрения бизнеса и в практических сценариях управления корпоративными ИТ-службами. Магических рецептов не существует, но изучение того, что хорошо работало уже многие годы, может дать ясную картину компонентов успеха.
Успех является результатом тщательной подготовки, использования надежных, проверенных процессов и тяжелой работы. Высокий уровень функционирования ИТ проистекает из привычки к неукоснительному обеспечению качества ИТ-процессов, тесно связанных с обслуживаемыми бизнес-процессами, из внимательного отношения ко всем деталям и общей культуры постоянных усовершенствований. В решение этой задачи непременно должен быть вовлечен CEO и руководящая команда организации, состоящая из лидеров бизнеса и ИТ-руководителей. Компаниям необходимо создавать механизмы, гарантирующие, что функционирование ИТ будет строго ориентировано на приоритеты бизнеса.
Для успеха бизнеса также важны разработка ИТ-архитектуры и соблюдение стратегических принципов, организация работы сервисов, измерение и поддержание производительности и внедрение культуры постоянных улучшений.
Поддержание дисциплины высокого профессионализма во всех аспектах бизнес-деятельности компании является главным конкурентным преимуществом, и яснее всего это проявляется в сфере внутреннего ИТ-обслуживания. Компании с высокими стандартами профессионализма лучше окупают свои ИТ-инвестиции и получают выгоды от использования более стабильной и надежной операционной среды. С ними не случаются шоковые ситуации, когда ломается сервер при отсутствии резервной системы, зловредная программа-вымогатель блокирует сеть, дыры в безопасности компрометируют корпоративные базы данных либо когда проваливается непродуманный или плохо реализованный крупный и дорогостоящий ИТ-проект. Хорошо организованный процесс ИТ-управления может давать мощный вклад в итоги деятельности компании и зачастую определяет длительную жизнестойкость ее бизнеса.
Высокое качество управления ИТ-процессами и постоянное использование проверенных подходов — это ключ к успеху. Да, помимо этого необходимо идти в ногу с новыми технологиями и внедрять их в нужный момент продуктового цикла, следить за состоянием рынка и быстро выявлять новые тренды, сулящие выгоды для бизнеса. Внедрение новых технологий время от времени может приносить отдельным компаниям крупные преимущества, однако эти преимущества обычно бывают временными, так как конкуренты не дремлют и следуют по тому же пути. Также справедливо, что в конкретных отраслях встречаются особые области технологии, и компании, стремящиеся сохранять лидерство, должны постоянно быть на их переднем крае, однако длительных конкурентных преимуществ можно достичь только на основе высокого качества управления соответствующими ИТ-сервисами.
Компании, освоившие дисциплину высокопрофессионального управления ИТ-службами, будут иметь преимущества в целом ряде критических областей, включая безупречную работу систем, надежность в операциях, низкие издержки, эффективное управление изменениями и высокую репутацию у клиентов.
Постоянное поддержание высокого уровня управления ИТ-службами дает реальные и стабильные конкурентные выгоды в плане того, что касается надежности, производительности, эффективности и контроля затрат.