Вот что представляет собой сегодня CIO. Это эксперт по вопросам, как сделать больше с меньшими затратами и свести к минимуму традиционные затраты на поддержание работоспособности систем; кроме того, CIO — это главное лицо в компании по внедрению облачных вычислений, мобильных решений, социальных сетей и технологий для работы с большими данными.
А еще он является экспертом в области информационной безопасности, посредником в отношениях между отдельными департаментами, к тому же он всегда готов прислушаться к любым технологическим идеям. CIO знает о бизнесе компании больше, чем ее главный исполнительный директор, и о цифровом маркетинге больше, чем директор по маркетингу. Он берет на себя инициативу по переподготовке ИТ-персонала и учит завсегдатаев социальных сетей правилам работы с электронной почтой. И именно он отвечает за то, чтобы почта работала всегда, данные всегда были актуальными, а дата-центр был полностью виртуализирован.
Вам кажется, что всё это чрезмерно трудная задача? Так оно и есть. Но именно такое представление о CIO складывается после посещения десятой ежегодной конференции MIT Sloan CIO Symposium. Ключевые доклады и панельные дискуссии с тематиками вроде “Использование властных полномочий и своего влияния в процессе инноваций”, “Реалии больших данных”, “Успешный CIO — внедрение инноваций и управление ожиданиями” оставили впечатление постоянного повышения роли современного CIO, задачи которого, похоже, становятся все менее выполнимыми.
“Помимо прежних задач вам приходится решать и множество новых”, — констатировал Шон Банерджи, управляющий директор ассоциации Russell Reynolds, в ходе вступительной панельной дискуссии о критериях успешности CIO. Мнение Банерджи разделил и Майкл Гольц, CIO американского отделения SAP, заметивший, что все дискуссии об инновациях заканчиваются как только перестает работать почтовая система.
Состоявшиеся панельные дискуссии отразили, на мой взгляд, основные перемены в понимании роли и позиционировании CIO. Если на протяжении ряда лет его роль была вспомогательной, то теперь с этим, похоже, покончено. Обусловлено это, в частности, расцветом цифрового маркетинга, предопределившего передачу заметной части ИТ-бюджета в распоряжение директора по маркетингу, а также усилением тенденции BYOD, приведшей к снижению затрат на оборудование для сотрудников компании. Далее приведены пять трендов, которые я выделил в ходе конференции и которые, как мне кажется, иллюстрируют новую роль CIO.
1. Большие данные укрепляют позиции CIO. Систем обработки больших данных требуют использования общих хранилищ данных, всеобъемлющей политики соблюдения конфиденциальности и совместного использования внешних и внутренних данных. Всё это будет реализовываться под эгидой ИТ-директора.
2. Ведомственный подход к использованию корпоративных веб-сервисов, когда каждый департамент исходит только из собственных интересов, ведет к корпоративному хаосу. На CIO возлагается ответственность за формирование единого технологического покрытия и общей корпоративной политики, чтобы не допустить хаоса в программных сервисах.
3. Облачные технологии обеспечивают технологические преимущества, но при этом всё, что касается переговоров по контракту, определения юридической ответственности и соблюдения нормативных требований, будет передано в ведение CIO, поскольку менеджеры подразделений не захотят брать это на себя.
4. Тенденция BYOD будет только усиливаться, но CIO придется заняться созданием “защитной оболочки”, которая позволит подключить к корпоративной среде широкий спектр мобильных устройств, защитив при этом корпоративные данные.
5. CIO опять обретет место в совете директоров в связи с возросшим в компаниях пониманием того, что умелое внедрение технологий часто оказывается единственным путем к достижению стратегических преимуществ в условиях современной экономики.