Поддельный депутат, ненастоящие публичные лица, тысячи ложных ботов для продвижения недостоверной информации — угроза массового распространения “фейковых” аккаунтов в социальных сетях набирает обороты с ужасающей скоростью.
Так, недавно мир чуть не поженил знаменитого разоблачителя Сноудена со шпионкой Чапман. Как сообщили многие СМИ, Сноуден якобы написал в своем микроблоге, что хотел бы жениться на Чапман. Однако позже выяснилось, что у интернет-разоблачителя вообще нет аккаунта в социальной сети Twitter.
Бывают и ситуации, когда ложный аккаунт вреда вроде бы не приносит, но хлопот все равно доставляет. Именно это случилось с главой таджикского МИД Хамрохоном Зарифи. Как сообщила ВВС, он обратился к администрации Facebook с просьбой заблокировать поддельный аккаунт, с которого “идет рассылка на запросы “добавить в друзья”.
Иногда деятельность организаций, которые атакуют аккаунты СМИ, приводит к серьезным негативным последствиям. Именно таким можно считать взлом американского информационного агентства Associated Press. Как писал ранее “Обозреватель”, “были размещены ложные сообщения об атаке на Белый дом и ранении Президента США Барака Обамы”. Это немедленно сказалось на американском фондовом рынке падением некоторых акций, однако вскоре они продолжили рост.
Сегодня в России на уровне законопроектов рассматриваются идеи об обязательном подтверждении личности человека в социальной сети. Депутат Госдумы от ЛДПР, кандидат в мэры Москвы Михаил Дегтярев предложил обязательную регистрацию. “Только такие пользователи, личность которых проверена, имеют право размещать, редактировать или удалять информацию в социальных сетях, гласит пояснительная записка к законопроекту”, приводят его слова “Ведомости”.
Мы решили выяснить, насколько серьезна проблема “фейковых” аккаунтов в Интернете, у ведущего SMM-специалиста digital-агентства Wow Никиты Купцова.
— Какие угрозы могут возникнуть в связи с распространением “фейковых” аккаунтов? Например, недавно появился “ложный” Сноуден.
— Самая главная угроза — это угроза для репутации бренда или человека. Как известно, репутация зарабатывается очень долго, а теряется мгновенно. А социальные сети — отличный способ как заработать хорошую репутацию, так и лишить её конкурента. Сейчас крупнейшие социальные сети имеют маркеры подлинности (галочки, напротив имени), что помогает рядовому пользователю легко идентифицировать настоящие аккаунты брендов или публичных персон.
— Как ни странно, но могут ли быть плюсы у этого явления?
— Могут. К примеру, страница Coca-Cola в социальной сети Facebook, насчитывающая сейчас 71 млн. подписчиков, была создана двумя ее фанатами, которые не смогли найти в социальной сети официального представительства любимого бренда. Впоследствии компания поддержала их инициативу, и в итоге эта страница стала самой популярной среди аккаунтов всех мировых брендов, присутствующих в сети Facebook.
— Проблема покупки аккаунтов — к каким последствиям это приведет? Одна сторона этой медали — продвижение бренда. А какую угрозу представляют десятки тысяч однотипных ложных аккаунтов?
— Я не вижу в этом никакой опасности как для брендов, так и для рядового пользователя. Покупка аккаунтов, ботов или же “лайков” — все это не совсем традиционные, но общепризнанные и широко используемые инструменты для продвижения в социальных сетях. Их основная цель — создать так называемый эффект согласия, который вызывает в голове людей такие мысли, как “если на эту страницу подписано так много людей, значит она содержит интересный контент” или “если эта публикация собрала так много ретвитов, значит в ней что-то есть”. Главное тут в полной мере информировать клиента о том, сколько пользователей было куплено, а сколько пришло самостоятельно, но это уже к вопросу о добросовестности и профессионализме SMM-специалиста.
— Что нужно делать, когда такие “фейки” атакуют личные аккаунты спамом?
— Социальные сети, как отчасти саморегулирующиеся структуры, сами избавляются от этого. Каждая сеть борется за чистоту своей аудитории и регулярно удаляет ботов и “фейков”. Во многих сетях есть возможность пожаловаться на пользователя для его дальнейшей блокировки. Собственно, “Пожаловаться”, “Удалить”, “Ограничить доступ” и “Черный список” и есть основные инструменты для борьбы с такими атаками. Ручной труд комьюнити-менеджеров еще долго время будет актуален.