В 1989 г. Джим Фрахтерман основал уникальную организацию, дающую некое представление об ИТ-подразделении будущего и его функционировании.
Фрахтерман, соучредитель новаторской компании в области оптического распознавания символов Calera Recognition Systems, разработал оригинальную машину, которая позволяет слепым читать. Однако он быстро понял, что продукты, не дающие инвесторам значительной финансовой отдачи, никогда не будут приняты в традиционном бизнесе. Далее он осознал необходимость в некоммерческой технической компании, результаты работы которой будут измеряться не в финансовых терминах, а количеством улучшенных человеческих жизней. С этой целью Фрахтерман основал Benetech — организацию, «разрабатывающую технологии позитивных социальных изменений».
Benetech главным образом выявляет плохо обслуживаемые рынки и клиентуру, для которых другие компании не разрабатывают технологии, поскольку не могут извлечь из этого достаточную прибыль. Идет ли речь о продуктах для людей с ослабленным зрением, о ПО в помощь правозащитникам или экологам, Benetech стремится создавать технологии, способные послужить не просто извлечению дохода. За время, прошедшее с момента ее основания, компания оказала огромное влияние на мир, изменив к лучшему жизни миллионов людей. И всё потому, что один человек отважился по-иному взглянуть на вещи.
Джим Фрахтерман — человек эпохи Электронного возрождения.
И сколь бы парадоксальным это ни показалось, я считаю, что Benetech, некоммерческая технологическая фирма, вполне в состоянии показать нам, как следует понимать идею предоставления услуг применительно к нашей цифровой эпохе.
Идея перехода к сервисам по-новому
Не могу сказать с уверенностью, когда это началось, но в определенный момент нашего недавнего прошлого в мире ИТ стало модно говорить о «сервисах». Сегодня, кажется, любое ИТ-подразделение торопится разработать и представить собственный «каталог сервисов» и готово порассуждать о цепочке их поставок. Вообще говоря, я считаю, что это хорошо. Но одновременно это низводит великую идею предоставления услуг до простой бизнес-транзакции.
Мне уже доводилось писать о Рое Аткинсоне и о том, как независимо от места работы и должности он сохранял стремление служить другим людям. Были то потребители ИТ или слушатели концерта, Аткинсон считал своим долгом оказывать им услуги и приносить пользу. Это в значительной мере соответствует духу лидерства в области оказания услуг, о которой я часто пишу (как сейчас). Такое представление отдельных людей о сервисах имеет большое значение. Но я считаю, что поскольку мы вступили в электронную эру, идею предоставления сервисов следует рассматривать в более широком плане.
На службе человечеству
Одной из главных особенностей эпохи Ренессанса являлась идея «гуманизма». Ренессанс был периодом возрождения и преобразований, поскольку мир переходил от средневековых философских представлений к нашей современной научной картине мира. Важнейшим элементом такого перехода была вера в силу и ценность человечества. Эта вера проявлялась в различных формах (таких, как выражение индивидуальности, сконцентрированное на красоте человеческого тела искусство и научные исследования). Но центральная идея заключалась в том, что мы должны воспевать красоту человека и стремиться служить ему.
Я считаю, что эта более широкая идея служения, согласно которой мы должны служить человечеству, будет отчасти определяющей для того, что я называю «Человеком эпохи электронного ренессанса» (имея в виду, конечно, и мужчин, и женщин). И именно благодаря этой идее служения Benetech может стать моделью для ИТ-подразделений и руководителей при вступлении в цифровую эпоху.
Разработка преобразующей технологии
Если сформулировать мою главную претензию к ИТ-руководителям по поводу их видения своей роли, то в сущности она заключается в том, что они слишком мало задумываются. Для многих из них ИТ имеют лишь эксплуатационный и финансовый аспекты. Это просто средство снижения затрат и повышения организационной эффективности. Руководители ИТ-подразделений редко пытаются разрабатывать технологии, способные вызвать преобразования, будь то изменение бизнеса или человеческих жизней. Однако Benetech показывает нам, что технология может играть важнейшую роль именно в такого рода преобразованиях. И я считаю, что в будущем в выигрыше окажутся именно компании, использующие технологии в качестве движущей силы преобразований.
Сейчас общество требует, чтобы компании делали нечто большее, чем просто извлекали прибыль для своих акционеров. От них ожидают, что они будут хорошими корпоративными гражданами и станут различными способами вносить вклад в развитие общества. И те организации, которые способны продемонстрировать соответствие такому идеалу, как правило, получают преимущество на рынке. Для большинства организаций, если они намерены играть определенную роль в преобразовании жизни своих клиентов и обслуживать потребности общества, технологии станут движущей силой, позволяющей достичь этих целей. А это значит стать Человеком эпохи электронного возрождения, который будет рассматривать технологии в качестве инструмента, способного действительно преобразовать мир.
Чтобы стать представителем Электронного ренессанса, необходимо рассматривать технологии в качестве инструмента, способного действительно преобразовать мир на благо человечества.
Изменение подхода к технологии
Великие представители эпохи Возрождения не считали свою деятельность работой. Они видели в ней призвание. Они пытались все изучать в стремлении найти возможности для служения человечеству. Как представитель эпохи Электронного возрождения вы должны поступать так же. Вам потребуется пересмотреть концепцию оказания услуг применительно ко всему, что вы делаете. В частности, освободить ее от оков транзакций, усвоить идею лидерства в области услуг на индивидуальном уровне и искать способы сделать технологии преобразующей силой для вашей организации или даже для всей вашей отрасли.
Подобно Benetech вы должны положить начало этому процессу, сосредоточившись не на затратах и прибыли (и то и другое ограничит ваши перспективы), а на воздействии на жизнь людей. Только тогда вы увидите более общую картину и поймёте, как технологии способны изменить жизнь. Реальность такова, что меняя жизнь к лучшему, часто можно извлечь из этого прибыль. Я, конечно, не предлагаю, чтобы ИТ-подразделения выступали в роли некоммерческих благотворительных организаций. Но сконцентрировав внимание на общей картине и на том, как можно служить человечеству с помощью технологий, вы расширите свои перспективы, что может привести к неожиданным результатам.
Таков путь Человека эпохи электронного ренессанса. Это путь современного руководителя цифрового века. И это то, для чего мы должны были использовать технологии с самого начала.