Консалтинговая компания Oxford Economics при участии SAP провела глобальное исследование Workforce 2020, нацеленное на выявление тенденций и результатов в области разработки кадровых стратегий. Анализ показал, что в ближайшем будущем работодатели столкнутся с тем, что на одном предприятии будут работать люди нескольких поколений, разных национальностей, с разным уровнем подготовки, жизненным опытом и стилем работы. Это открывает для них новые возможности для развития талантов, повышения мотивации и производительности сотрудников, однако большинство компаний оказались не способны использовать сложившуюся ситуацию себе на пользу.
Участники исследования опросили 2718 руководителей и 2872 сотрудников из 27 стран мира. Общие результаты были представлены в конце сентября, в ноябре были обнародованы результаты по региону EMEA (страны Европы, включая Россию, Ближнего Востока и Африки) для российской аудитории.
Как показало исследование, странам EMEA может грозить кадровый кризис, так как большинство современных работодателей не успевает за изменениями мировой экономики, не ставит работу с кадрами в приоритет, плохо понимает потребности своих сотрудников, не имеет ни стратегии, ни готовых решений для управления все более разнообразным и мобильным персоналом. Эксперты видят три препятствия на пути создания кадрового потенциала, способного решать будущие задачи компании: текучесть кадров, ограниченный доступ к адекватным технологиям и нехватка специалистов с лидерскими качествами.
Ситуация на российском рынке труда выглядит следующим образом: компаниям уже сейчас не хватает человеческих ресурсов. При этом 60% организаций еще не создали кадровый резерв, 41% менеджеров согласны, что их руководство эффективно управляет талантами и только 45% сотрудников обучены технологиям, необходимым им в работе.
Рассуждая о будущем российского кадрового рынка, директор подразделения облачных технологий и бизнес решений SAP СНГ Павел Растопшин призвал те компании, которые хотят быть эффективными, переосмыслить роль обучения и позаботиться о поиске и подготовке будущих лидеров. Эксперт отметил, что в SAP, которая является значительной частью российского рынка, поддерживается комплексный подход к управлению талантами. В корпорации понимают, кого нужно нанимать, как делать это правильно и быстро, и умеют находить и развивать таланты. Сотрудникам ставят цели и в случае отклонения от них назначают обучение, которое помогает добиваться поставленных целей. Обучение должно быть совместным и непрерывным. Современные инструменты и технологии позволяют работникам обмениваться знаниями при помощи любых устройств в любое время. «В любой организации большее количество людей должны понимать, кто будет работать в компании через три года», — отметил Павел Растопшин.
По результатам исследования обучение признается одним из способов борьбы с нехваткой кадров. В документе отмечается растущая востребованность IT-навыков. Так, необходимость в знании аналитики в настоящее время выросло на 21% (в исследовании прогнозируется рост до 49% через три года), облачных технологий — на 15% (рост — до 29%), мобильных технологий — на 16% (рост — до 27%) и социальных сетей — на 24% (рост — до 38%). Тем не менее, лишь 21% работников планируют овладеть навыками работы с облаком в ближайшие три года, и всего 46% сотрудников готовы стать экспертами в аналитике.
Между тем эксперты склоняются к мнению, что чем больше у компании возможностей для подготовки и обучения, тем лучше и для нее и для сотрудников. При этом 53% руководителей региона EMEA говорят, что в их компаниях сотрудникам предлагаются дополнительные учебные программы для получения новых навыков, и 41% работников считают, что их компания действительно помогает им развиваться и улучшать качество работы.
Руководитель блока организационного развития и управления персоналом «МДМ Банка» Владислав Викулов назвал технологии развития обучения основополагающим моментом. При этом менеджер отметил, что абсолютная комбинация методов подготовки специалистов, которая точно будет работать, пока еще не найдена.