Прошедший месяц в киноиндустрии запомнится скандалом, который разразился вокруг киностудии Sony Pictures Entertainment и премьерным показом новой политической комедии «Интервью», которую компания собиралась провести на 3000 экранах по всей территории США. Сценарий фильма был известен заранее и посвящен шутливому изложению истории, связанной с покушением на нынешнего лидера Северной Кореи Ким Чен Ына.
План подготовки был нарушен в конце ноября, когда на серверное оборудование студии, расположенное в городке Кульвер-Сити в Южной Калифорнии, была совершена хакерская атака. В результате были похищены огромные массивы данных и выведена из строя локальную сеть компании. Хакерам удалось получить данные как с серверов Sony Pictures, так и с персональных компьютеров сотрудников компании. Объем похищенной информации не сообщается, но известно, что в распоряжении хакеров оказалось около 1,1 Тб данных.
Злоумышленники получили доступ к почти 200 почтовым ящикам сотрудников компании, включая высших руководителей, к паролям, бухгалтерской информации по штатным и внештатным сотрудникам, к творческим картотекам, в том числе к подборке еще не реализованных сценариев фильмов.
О прямом ущербе, нанесенной хакерами, напрямую не сообщается, но известно, что в частности ими был уничтожен каталог с проектами будущих работ студии. Прямым ущербом также можно считать утечку персональных данных, которые попали в распоряжение неизвестных людей. Это не только паспортные данные сотрудников Sony Pictures, но и отсканированные копии документов звезд шоу-бизнеса. В числе пострадавших называли, например, Анджелину Джоли и Камерон Диас.
Кибератака оказалась непростым воровством
Однако хакеры не остановились на достигнутом, и спустя некоторое время кибератака переросла свои границы. Сотрудники киностудии стали получать на взломанные адреса электронной почты угрозы физической расправы от анонимных хакеров. 16 декабря давление было усилено: хакеры стали угрожать физической расправой тем, кто решит посмотреть фильм «Интервью».
Фактически инцидент перерос границы нарушения конфиденциальности отдельно взятой компании и получил политическую окраску.
В связи со скандалом всплыла дополнительная информация. Оказывается, еще год тому назад ФБР США выпустила доклад о прогнозах возможных в будущем кибератак, где компания Sony Pictures упоминалась в качестве одной из возможных целей. Доклад предназначался для выборочного ознакомления, но к руководству Sony Pictures он не попал. Представитель ФБР заявил об этом сейчас, сообщив, что в докладе не было какой-либо конкретной информации о возможной атаке против компании, поэтому в ФБР тогда посчитали необязательным информировать ее о сделанном прогнозе.
Следует отметить, что американское правительство относит компанию Sony Pictures к числу обладателей критически важной для США инфраструктуры, поэтому атака против этого ресурса рассматривается сейчас как атака против предприятия государственного значения.
Почему Северная Корея?
Хотя хакерская атака и последующие угрозы исходили от анонимных источников, хакеры предоставили определенные элементы, которые ФБР использовало для их распознавания.
В частности, по оставленной ими подписи «We are Anonymous, We are Legion,...», а также по косвенной информации ФБР назвало в качестве источника атаки группу хакеров «The Guardians of Peace», известных ему своими связями с Правительством Северной Кореи и ее руководителем. Поэтому причиной случившегося ФБР посчитало неодобрение фильма руководителем Северной Кореи, тем самым объяснив ее протест против показа фильма.
В этой связи американские издания сразу же провели параллели в истории с другими подобными инцидентами, когда террористическая группа или иностранное правительство прибегает к угрозам, направленным против прав граждан других стран на свободу словоизъявления и право выбора. Героем предыдущих нападок они назвали Чарли Чаплина во время работы над фильмом «Великий диктатор», где он в сатирической форме высмеивал привычки Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини. Тогда давление оказывало правительство Германии, но кинокомпания Paramount Pictures, выпускавшая фильм, все-таки устояла и не пошла на уступки, проведя намеченный публичный показ фильма в США и по всему миру.
Впрочем, утверждать, что Северная Корея причастна к совершенной кибератаке пока преждевременно. Во-первых, официальный представитель дипломатической миссии Северной Кореи недавно заявил, что его страна не имеет отношения к этой хакерской атаке и придерживается позиции уважения прав граждан других стран.
Аналогичную позицию избрал Китай. Как заявил официальный представитель министра иностранных дел Китая Хуа Чинуинг, «характерной чертой кибератак является анонимность и транснациональность. Чтобы делать обоснованные выводы, необходимо придерживаться только достоверных, профессионально полученных и исчерпывающих данных. Поэтому можно опираться только на факты и бороться с киберпреступностью, опираясь на международное и отечественное законодательство».
Обвиненные хакеры также решили отреагировать: они запустили через YouTube видеоролик, где назвали выводы ФБР «идиотскими».
Запрет с последующим онлайн-просмотром
Как бы то ни было, но угрозы прозвучали, поэтому Sony Pictures решила отменить просмотр на всех намеченных площадках. Их поддержал президент США Обама, но с протестом выступили уже общественные организации США. Они назвали решение беспрецедентным и высказались за то, что общество не должно идти на поводу у террористической группы и поэтому должно найти компромиссное решение, не ограничивающее свободу граждан на выбор.
В результате Sony Pictures объявила, что собирается все-таки провести премьерный показ фильма в выборочных кинотеатрах страны, а также предоставить возможность его платного онлайн-просмотра через Интернет, а также через кабельную сеть в режиме «видео по запросу». Кинопрокат был предоставлен группе компаний Art House Convergence, которая организовала показ фильма в 250 небольших кинотеатрах по всей территории США.
Для онлайн-просмотра с территории США были привлечены площадки Google Play, YouTube Movies, Microsoft Xbox Video и собственный сайт Sony Pictures (seetheinterview.com). Не осталась в стороне и Apple, только что объявившая о доступности кинофильма для арендного просмотра или приобретения через сервис iTunes.
Цена просмотра на YouTube и других каналах потокового видео составила 5,99 долл. Имелась также возможность покупки фильма по цене 14,99 долл. За первый день показа фильма было зарегистрировано 750 тыс. платных просмотров. Впрочем, копия фильма практически сразу была выложена на торрент-сайты сети Bit Torrent, где за первый день было зарегистрировано 200 тыс. загрузок.
Фильм не вызвал шквала эмоций. Благодаря онлайн-доступу его смогли посмотреть также жители Китая, Южной и Северной Кореи. Но как отмечает агентство Reuters, ссылаясь на южнокорейского блоггера, «все происходящее в фильме оказалось нереалистичным, а актеры, игравшие жителей Северной Кореи, настолько плохо говорили по-корейски, что сами корейцы часто не могли понять их произношения».
Кому угроза, кому бизнес...
Опасения относительного возможных терактов подхлестнули ажиотаж вокруг «скандального» фильма. Однако они также дали шанс компаниям «заняться бизнесом».
В первых рядах оказалась Google. Она сразу предложила разместить фильм на своих онлайн-ресурсах YouTube, продемонстрировав тем самым свое желание потеснить на рынке потокового платного видеовещания традиционных игроков — Netflix и Amazon.
Как отметил Джеймс МакКивей, аналитик Forrester Research, Google постаралась показать всем, что платформа YouTube защищена настолько, что они не боятся возможных кибератак со взломом сервиса или DDoS.
Еще месяц тому назад Google запустила платный сервис YouTube Music Key, где можно посмотреть официальные клипы, треки, видео с концертов и ремиксы, доставляемые без рекламы. Возможность премьерного онлайн-показа «Интервью» появилась для Google «поразительно своевременно».