Что важнее для компании в нынешних экономических условиях — стратегия или тактика? Скорее всего, однозначного ответа на этот вопрос быть не может. Но если принятой некогда стратегии компания продолжает, пусть и с корректировками, придерживаться и сегодня, то вопросы тактики, так или иначе, уходят на второй план. Судя по всему, такова ситуация в Сбербанке, руководители ИТ-блока которого решили рассказать о стратегии использования информационных технологий в крупнейшем российском кредитном учреждении. Разумеется, стратегия в области ИТ формируется, в первую очередь, на основе принятой в компании стратегии развития бизнеса, а она, как пояснил вице-президент Сбербанка Никита Волков, предполагает реализацию самых современных способов взаимодействия банка со своими клиентами, в том числе, через Интернет и мобильные устройства. С этой целью Сбербанк за последние три года существенно развил каналы удаленного обслуживания, внедрил системы CRM и MDM, развернул целый ряд систем управления рисками и ввел в эксплуатацию свой московский МегаЦОД «Южный порт». С точки зрения ИТ, особое место в стратегии Сбербанка занимает концепция централизации.
Рассказывая о ней, главный архитектор компании Андрей Хлызов напомнил, что в исходном состоянии в 2011 г. ее ИТ-хозяйство было весьма разнородным: в региональных отделениях были свои дата-центры, в которых эксплуатировались прикладные системы самых разных вендоров (АБС «Салют», «Гамма», «Дуэт», RS-Bank, «София» и ряд других). Сегодня в результате централизации все упомянутые системы заменены приложениями, разработанными дочерней фирмой «Сбербанк технологии», и все они развернуты в московском МегаЦОДе с доступом из любого регионального отделения через тонкий клиент. По словам Никиты Волкова, отдельные важные системы не разрабатывались с нуля, а были выкуплены у их разработчиков и впоследствии выведены из рыночного оборота. Функции общехозяйственного управления и учета возложены на коммерческие продукты известных производителей, включая SAP.
Все это позволило существенно повысить производительность банка по текущим операциям. К примеру, единым центром обработки депозитов физических лиц охвачено 630 млн. счетов, а единый платежный сервис предоставляет услуги биллинга 130 тыс. организаций, принимающим ежедневно до 6 млн. платежей. Количество транзакций розничного интернет-банка выросло в 5,7 раза, процессинга по кредитным картам в 1,9 раза, а по вкладам и депозитам в 3 раза (425 млн. счетов). Тем не менее, целый ряд вопросов, по самокритичному признанию Никиты Волкова, решить в полной мере не удалось. Остаются проблемы в управлении сложностью портфеля программ, построении качественных процессов в ИТ и обеспечении надежности и масштабируемости критических систем.
На решение последних двух нацелена запущенная два года назад программа «Надежность», цель которой — обеспечить к 2017 г. 99,99%-ный уровень доступности критических систем (не более 52 мин простоя за год), перевести все клиентские ИТ-сервисы банка в режим круглосуточной доступности (24×7) и гарантировать адекватную производительность в условиях постоянного роста бизнеса. По оценке Андрея Хлызова, упомянутый выше уровень доступности перед запуском программы «Надежность» составлял в среднем 99,95%. В существенной степени решение данной проблемы обязано целому ряду технологий, используемых в МегаЦОДе. Его ресурсы резервированы в нескольких внешних арендуемых дата-центрах, но в планах Сбербанка построение второго географически удаленного резервного ЦОДа, в котором будут продублированы все ИС кредитной организации. Проектирование нового ЦОДа начнется в нынешнем году, начать строительство планируют в 2016 г. и завершить в 2018 г. Площадка еще не выбрана, но не исключено, что она будет находиться в Сколково. В настоящее время любая транзакция в системе фиксируется только после ее завершения в обоих ЦОДах (основном и резервном), а в случае сбоя в обоих (например из-за не выявленной ранее программной ошибки) в дело вступает третий ЦОД, обеспечивающий в рамках ограниченной функциональности сохранение критически важных данных. Отказоустойчивый кластер базируется на опции Oracle Database RAC.
За полтора года, прошедшие с момента запуска программы «Надежность», суммарное время простоя критических систем удалось снизить в 4 раза, а простоя при проведении технологических работ в 2,5 раза. В 2,4 раза уменьшилось число инцидентов. Однако, каков в настоящее время уровень доступности всей ИС и насколько он далек от целевой отметки 99,99%, сказано не было.
Трудно себе представить, что в условиях нынешней экономической и политической турбулентности стратегия не подвергается корректировке. Как признал Никита Волков, такие корректировки есть, но они не имеют фундаментального характера. Так, отдельные ИТ-проекты, запланированные ранее на нынешний год, будут перенесены на следующий — 2016 г., но они затрагивают не более 10% ИТ-бюджета Сбербанка (назвать его абсолютную величину докладчик отказался).
Еще одна болезненная тема — санкции и связанные с ними задачи импортозамещения. Никита Волков сообщил, что указанные вопросы находятся в фокусе внимания руководства, но призвал не драматизировать зависимость от зарубежных вендоров. Купленные у них программные и аппаратные средства не могут быть изъяты у Сбербанка, а возможный отказ в их поддержке может быть компенсирован усилением собственных сервисных служб банка.