Что происходит с вакансиями на рынке ИТ-труда? На какие категории ИТ-специалистов сейчас наблюдается наиболее высокий спрос? Каких из них сейчас сокращают в первую очередь? Что делать тем айтишникам, которые чувствуют, что с большой вероятностью могут попасть под сокращение? На эти и другие вопросы директор по персоналу группы компаний ЛАНИТ Надежда Шалашилина ответила обозревателю PC Week/RE Владимиру Митину.
PC Week: На февральском заседании HR-клуба АПКИТ отмечалось, что ЛАНИТ уже несколько лет самостоятельно оценивает динамику спроса на ИТ-специалистов. За основу берется статистика около 40 работающих в нашей стране крупных вендоров, интеграторов и дистрибьюторов, а также крупных заказчиков, имеющих весьма обширные собственные ИТ-отделы. Если в мае 2013 г. у этих компаний было более 5400 предложений, то в январе
Надежда Шалашилина: Компании, кадровую ситуацию в которых мы отслеживаем, являются наиболее здоровой частью ИТ-рынка. Они чувствуют себя лучше остальных игроков, и в феврале-марте этого года у них мало что изменилось: как было в общей сложности немногим более 2000 вакансий, так и осталось. Но если посмотреть на ИТ-рынок шире, то можно говорить о дальнейшем падении рынка труда. Небольшие компании «схлопываются». Мы получаем тревожные сигналы об этом каждый день. Позитивных изменений пока, к сожалению, нет. Даже несмотря на то, что обычно апрель — это месяц увеличения количества вакансий на рынке ИТ-труда.
Нынешний кризис сильно отличается от кризисов 1998 и 2008 гг. Если в
PC Week: Каких ИТ-специалистов сейчас сокращают в первую очередь?
Н. Ш.: Сейчас на рынке труда оказалось много менеджеров среднего звена из некрупных компаний-заказчиков (месячные зарплаты — в диапазоне
PC Week: Согласны ли вы с тезисом о том, что в условиях нынешнего кризиса ИТ-работодателям не следует плодить скрытую безработицу и любой ценой бороться за сохранение общей численности персонала своих компаний?
Н. Ш.: Скрытая безработица — опасное явление. Если человек не занят работой, то это плохо, прежде всего, для него самого. Такому человеку самому очень некомфортно, ведь он понимает, что рано или поздно его незагруженность кто-то заметит. Не занятые работой сотрудники теряют квалификацию, отвлекают от дела других людей. Кроме того, финансовые показатели подразделения, в котором много частично загруженных сотрудников, резко падают, ведь в нашем бизнесе зарплаты значительно влияют на стоимость проектов.
Работодатели должны очень внимательно следить за уровнем загруженности сотрудников, своевременно переводить менее загруженных в подразделения, где они более востребованы. Конечно, с этой точки зрения, крупные компании находятся в более выигрышном положении, чем небольшие. В то же время если понятно, что не за горами новый проект, требующий привлечения значительных людских ресурсов, то активно «махать шашкой», пожалуй, не следует. Во время спада деловой активности есть смысл заняться обучением людей, подумать о реализации внутренних проектов.
Исследование KPMG «HR-бюджет и планы на 2015 год» показывает, что если в кризис 2008 г. в России оптимизация расходов на персонал сводилась в основном к сокращениям (порой не очень осмысленным), то в нынешний кризис работодатели уже менее склонны к этому простому решению. После 2009 г. компании, в том числе из ИТ-сектора, научились следить за загрузкой сотрудников, их эффективностью. Поэтому в последние годы у них уже не было такого «жирка», как перед кризисом 2008 г. Работодатели стали понимать, что если бездумно «резать» штат, то можно «зарезать» и бизнес. Сейчас компании пересматривают организационную структуру, бизнес-процессы, чтобы максимально эффективно задействовать специалистов.
PC Week: Как людей не расставляй, но если рынок, на котором компания работает, сужается, то и заказов данная компания будет получать меньше...
Н. Ш.: Не совсем так. И во время кризиса есть рынок, есть проекты и деньги на эти проекты. Но эти деньги могут прийти в твою компанию, а могут — к конкуренту. Поэтому если твоя компания имеет больше опыта, более качественно выполняет проекты, то больше шансов, что деньги придут именно к тебе. Даже при общем падении рынка конкретная компания может расти. Поэтому сейчас компании озабочены анализом своих бизнес-процессов и их перестройкой, чтобы стать более эффективными и привлекательными для клиентов.
PC Week: Счастье, как известно, не только в деньгах (особенно для тех, чьи заработки сильно выше так называемого прожиточного минимума). Какие из нематериальных стимулов (для ИТ-специалистов) вы считаете наиболее действенными?
Н. Ш.: Для айтишников очень важно быть частью ИТ-сообщества. Оно подобно хорошей научной школе, в которой интересно развиваться, когда находишься среди увлеченных своим делом людей. Компании, в которых удается создать такое сообщество, всегда будут привлекательны для ИТ-специалистов.
Тенденция последних лет — когда специалисты стремятся принять участие в работе над социально-значимыми проектами, которые важны для общества, страны, делают мир лучше. Особенно это свойственно для молодежи, специалистов в возрасте
ИТ-специалистов привлекает участие в сложных, масштабных проектах, где используются новые технологии, поскольку здесь можно многому научиться. Когда в декабре прошлого года было объявлено о старте проекта по созданию перспективной платежной системы Банка России, нам звонили и присылали свои резюме специалисты очень высокого уровня, которые хотели принять участие именно в этом проекте.
Если говорить о молодых специалистах, то их привлекает возможность обучения, сертификации и, как следствие, карьерного роста. Сертификация в ИТ-отрасли играет особую роль. Наличие сертификата серьезно влияет на заработную плату.
Важно понимать, что есть карьера управленческая (когда соискатель стремится занять все более высокий пост), а есть карьера экспертная (когда человек стремится стать самым лучшим специалистом в своей области). Многим людям старшего поколения, выбравшим экспертную карьеру, в какой-то момент становится важным передать свой опыт, «обрасти» учениками. Впрочем, ничего принципиально нового в этом явлении нет. Вспомните хотя бы историю появления и развития различных научных школ. Одним словом, ИТ-гуру, стремящиеся поделиться своим опытом, знаниями, «вырастить потомство», очень ценны для ИТ-рынка.
PC Week: Что следует делать ИТ-специалистам, которые чувствуют, что с большой вероятностью могут попасть под сокращение?
Н. Ш.: Заметьте — лучших обычно либо не сокращают вообще, либо сокращают в последнюю очередь. ИТ-специалисту, который хочет из среднего вырасти в высоквалифицированного, и тем самым быть востребованным в компании, в отрасли, иметь возможность выбирать место работы, я могу дать лишь один совет — больше работать, выкладываться, стремиться делать как можно лучше то, за что отвечаешь. Не надо действовать по принципу «они делают вид, что нам платят, а мы делаем вид, что работаем». Это заведомо проигрышная стратегия.
Конечно, стресс от потери работы очень силен, даже если работа не нравилась и увольнение было ожидаемо. Так, американские исследователи Томас Холмс и Ричард Рей составили шкалу, в которой стресс, связанный с утратой близкого родственника, составляет 100 процентов, а потеря работы — 47 процентов от этих 100. Это очень высокий показатель! И все же, если Вас сократили, не поддавайтесь панике, потратьте высвободившееся время с пользой. Например, посвятите больше времени себе, отдохните, займитесь спортом, сделайте отложенные дела. Когда уже удалось «привести себя в чувство», очень важно понять для себя, чем же Вам действительно хочется заниматься дальше. Чем лучше удастся сфокусироваться, тем больших успехов можно добиться в выбранном направлении. Подумайте, в какую компанию Вы хотите попасть, какие задачи решать. Просто откликаться на все вакансии на HeadHunter — не лучшая стратегия для поиска работы. Сейчас в Интернете есть масса возможностей повышать свою квалификацию без особых финансовых затрат, например, бесплатные видеокурсы для ИТ-специалистов. Правда, большинство из них доступны лишь на английском языке. Но и это может быть плюсом: можно заодно подтянуть свой английский.
PC Week: Что можно сказать про среднестатистические оклады высококвалифицированных отечественных ИТ-специалистов. Они и сейчас медленно растут?
Н. Ш.: Понятно, что сейчас компании стараются замораживать зарплаты. При этом в софтверном направлении, по моим прогнозам, доходы будут расти. Во-первых, за счет аутсорсинга, когда российские разработчики выполняют заказы для американского и европейского рынков. Во-вторых, индексации зарплат проходят в зарубежных компаниях, работающих в России. Сейчас именно эти компании чувствуют себя на рынке лучше всех.
PC Week: На февральском HR-клубе АПКИТ вы отмечали усиливающийся отток ИТ-специалистов за рубеж. Есть какие-либо цифры, характеризующие динамику этого оттока?
Н. Ш.: Таких цифр пока нет. Недавно появилось исследование РБК о вопросах трудовой миграции иностранцев в России. По его данным, из страны значительно усилился отток высококвалифицированных зарубежных специалистов, которые в свое время приехали сюда, привлеченные достаточно высокими зарплатами. По мнению экспертов, «основными факторами отъезда являются сворачивание деятельности зарубежных компаний в России в результате введения санкций».
В некоторых странах СНГ сохранились ставки на разработку ПО в долларах. Поэтому бывает так, что специалисты из этих стран, работавшие в России, сейчас возвращаются к себе на родину, если могут там найти работу.
К сожалению, общее настроение таково, что многие отечественные ИТ-специалисты с удовольствием рассмотрели бы возможность работы за границей. Но уехать не очень легко. Процесс получения американской рабочей визы в последнее время сильно усложнился, даже в том случае, если нашелся работодатель, готовый взять специалиста в штат. Поэтому кадровые потери для российской ИТ-отрасли пока незначительные.
PC Week: Какие категории ИТ-специалистов наиболее дефицитны сейчас и станут дефицитны в ближайшие пять лет?
Н. Ш.: Сейчас в дефиците все специальности, связанные с проектированием информационных систем. Это системные архитекторы и бизнес-аналитики. И со временем этот дефицит будет только увеличиваться. Дело в том, что таких специалистов очень трудно выращивать. Особенно это сложно делать в эпоху Интернета. Когда мы учились в вузе, чтобы подготовить курсовую, диплом, мы должны были анализировать источники и писать сами. Современные студенты «гуглят», «копипастят» и компилируют, к сожалению, стопроцентно доверяя поисковикам. Поэтому мы сталкиваемся с большими сложностями при поиске людей, которые склонны самостоятельно думать, писать концепции, описания бизнес-процессов. Но эти навыки приходят с годами практики. Так или иначе выращивать специалистов из талантливой молодежи ИТ-компаниям нужно самим. И мы готовы к этому.
PC Week: Спасибо за беседу.