CIO находится не на острове. Все руководители бизнеса независимо от того, насколько они хороши в качестве лидеров, являются звеньями в цепочке управления, где поддержка и обратная связь со стороны вышестоящих лиц и коллег являются важнейшими элементами индивидуального успеха.
Но в чем заключается лучший совет, который может получить CIO?
Я поговорил с CIO и экспертами по менеджменту, чтобы узнать, какова была лучшая из полученных ими когда-либо рекомендаций и как она может помочь и другим тоже.
Сконцентрируйтесь на том, что приносит реальную пользу
ИТ-директор Right Group Шон Харли говорит, что лучший из когда-либо полученных им советов сводится к одному слову — обслуживать. Он ссылается на опыт, полученный несколько лет назад Sky IQ, где он отвечал за технологии. Харли принял решение приобрести для фирмы телефоны Nokia, а не BlackBerry. Вскоре стало совершенно ясно, что это была ошибка.
Однако генеральный директор, начальник Харли, выступил с конструктивной критикой. Он похвалил Харли за другие проекты и предложил ему просто признать ошибку и закупить устройства BlackBerry. «Если вы поняли, что что-то не так, не пытайтесь защищать свой подход, — говорит Харли. — Извинитесь, двигайтесь вперед и предоставьте бизнесу нечто более полезное. Лучше признать поражение, чем получить сотни несчастных и не имеющих возможности плодотворно работать пользователей. Будьте готовы к переменам и быстро предоставляйте то, что требуется бизнесу».
Ориентация на результаты остается главной в нынешнем подходе Харли к управлению ИТ. «Приносимая польза во всех случаях имеет решающее значение, — говорит он. — Это касается всего — от инноваций до стратегии и от практических ИТ до представления документов правлению. В ИТ великое лидерство всегда предусматривает ориентацию на то, что приносит пользу».
Сохраняйте спокойствие в горячке будней
Бруна Пелличчи, руководитель ИТ-подразделения юридической фирмы Ashurst, говорит, что лучший совет она получила от одного из партнеров фирмы. «Иногда лучше всего сделать шаг назад, чтобы остыть и оценить ситуацию, прежде чем прислушаться к своему инстинкту, — говорит она, имея в виду этот совет. — Если вы сталкиваетесь с трудной ситуацией, вы должны тщательно продумать свой следующий шаг. В сущности, вам необходимо сделать паузу и подумать, прежде чем послать по электронной почте сообщение, которое, как подсказывает вам инстинкт, следует отправить в данном случае».
Пелличчи говорит, что в бизнесе легко прийти в состояние раздражения, особенно если приходится повторять распоряжения. Однако она глубоко убеждена, что великие ИТ создаются великими людьми. И интересы дела должны преобладать над всем остальным у тех CIO, которые хотят оставаться спокойными и собранными.
«Беседуйте откровенно и спокойно, — говорит она. — Как и другие руководители, я была эмоциональна. Теперь я делаю шаг назад и размышляю над тем, что другие люди пытаются понять или чего хотят добиться. Всегда будьте максимально вежливы и внимательны».
Признайте, что результаты для бизнеса зависят только от вас
Аластер Бехенне, опытный ИТ-руководитель и консультант в The CIO Partnership, говорит, что интересно подумать над прекрасным советом, который он получил. «За долгие годы было так много полезных подсказок, — говорит он. — Рекомендацию, которую я считаю наиболее ценной, я получил от генерального директора, уделявшего повышенное внимание финансовой стороне дела. На первый взгляд, его совет казался очень простым. Он относился к потенциально дорогостоящим и непредвиденным проблемам».
Тот генеральный директор сказал Бехенне, что если он или кто-то из его коллег хочет немедленно получить ответ по поводу финансирования, то по умолчанию ответом всегда будет «нет». По словам Бехенне, этот совет верен и сегодня и со временем стал даже более уместным.
«Мы живем в условиях все более энтропийного состояния бизнеса. Профессиональный CIO должен обладать даром предвидения и реагировать на хаос, управляя неожиданным, сглаживая всплески и сохраняя четкое видение будущего, как бы банально и несправедливо это ни звучало. Это дает вам опору и уверенность — необычайно ценный дар в мире неопределенности, — говорит Бехенне. — Как CIO вы отвечаете за результат, больше никто. Будьте готовы к этому, знайте своих сотрудников, умейте предвидеть и предвосхищать события. За это компании платят вам большие деньги. Имеются десятки коммерческих фирм, которые будут только рады заменить вас как простой винтик. И можете быть абсолютно уверены, что кто-то где-то в вашей организации знает об этом или, что более вероятно, активно изучает такую возможность».
Тщательно изучите операционную модель своей организации
Ян Кокс, бывший CIO, а ныне консультант компании Axin, говорит, что лучший совет он получил от финансового директора, которому вначале подчинялся в качестве CIO. По словам Кокса, эта рекомендация касалась тщательного изучения механики бизнеса, которым занималась компания.
«После ряда продолжительных обсуждений в течение первых месяцев в качестве CIO финансовый директор рассказал мне обо всех аспектах операционной модели нашей организации, включая структуру затрат, важнейшие процессы и контрольные точки, как она получала доходы и поток наличности и управляла ими, и еще о целом ряде других аспектов, — говорит он. — Такое обучение оказалось бесценным для выполнения различных моих обязанностей в качестве CIO, начиная с установления отношений с основными заинтересованными лицами и формирования новой ИТ-стратегии и заканчивая разработкой графика обновления техники с расстановкой приоритетов и получением поддержки при выделении необходимых для этого средств».
Хотя это не было прямым советом, Кокс считает, что он получил очень ценную рекомендацию, которой он поделился с другими CIO и ИТ-руководителями. «Познакомьтесь с механикой бизнеса, как он работает, как он делает деньги и как все это взаимосвязано, — говорит он. — Если, будучи CIO, вы хорошо изучили операционную модель организации, то сможете определять направление развития технологии, принимать правильные решения по поводу приоритетов и инвестиций и демонстрировать другим руководителями, что вы не просто технарь».