Председатель правительства России Дмитрий Медведев подписал 7 октября Распоряжение
Основная идея Концепции заключается в необходимости консолидации ИТ-госресурсов, которые сегодня разбросаны по множеству различных площадок (находящихся в собственности заказчиков, арендуемых, используемых в облачном варианте и пр.) в единой СФР ЦОД, которая должна находиться под управлением единого оператора (какого именно — в документе не говорится) и контролироваться Минкомсвязью. Предполагается, что СФР ЦОД будет использоваться не только для нужд государственных органов разного уровня (федеральные, региональные, муниципальные), но также государственных корпораций и открытых акционерных обществ с государственным участием.
По мнению авторов Концепции, реализация такого проекта позволит решить следующие основные задачи:
- повысить эффективность деятельности пользователей системы центров обработки данных за счет обеспечения их надежной и производительной ИКТ-инфраструктурой;
- усилить уровень защиты информационной безопасности государственных информационных систем и персональных данных граждан РФ;
- существенно повысить надежность и катастрофоустойчивость ИКТ-инфраструктуры;
- повысить эффективность расходов бюджетной системы на ИКТ-услуги в условиях их оптимизации;
- реализовать потенциал сокращения бюджетных затрат на основе централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно расчетам Минкомсвязи, за счет постепенного отказа от закупки оборудования и сниженной себестоимости услуг системы ЦОДов удастся добиться снижения нагрузки на бюджеты всех уровней до 10% в год. Только по федеральным органам исполнительной власти в период
СФР ЦОД должна будет представлять собой систему дата-центров, связанных резервированными магистральными каналами связи высокой пропускной способности в единый катастрофоустойчивый кластер, в котором защита от компьютерных атак должна быть реализована с использованием надежных программно-аппаратных средств при соблюдении принципа невыхода трафика указанного кластера за пределы России. Все ЦОДы должны иметь резервирование и надежность на уровне не ниже TIER III по классификации стандарта TIA EIA 942.
Вместе с тем, согласно терминологии Концепции, под ЦОДом понимается «здание или часть здания, предназначенные для размещения технических и технологических средств, обеспечивающих обработку данных», но при этом в документе не прописано — кто же будет отвечать за создание инженерно-технической и ИКТ-инфраструктуры. Там лишь говорится, что единый оператор может «создавать базовую информационно-телекоммуникационную инфраструктуру системы центров обработки данных за счет собственных средств, а также привлекать мощности иных организаций для работы в такой системе согласно заранее утвержденным техническим требованиям». Кроме того, оператор может привлекать свободные ресурсы созданных с привлечением государственной поддержки за счет средств федерального и региональных бюджетов крупных ЦОДов, существующих в государственных органах власти и подведомственных организациях, при условии финансовой обоснованности. Планируется, что СФР ЦОД будет также использоваться для развертывания в них ИТ-систем поставщиков облачных услуг.
Общий контроль за работой СФР ЦОД возлагается на Минкомсвязи, которое будет выполнять следующие функции:
- осуществление контроля качества деятельности оператора;
- определение средств объективного контроля качества функционирования СФР ЦОД;
- ведение каталога услуг оператора и фонда алгоритмов и программ;
- аккредитация поставщиков облачных услуг;
- экспертиза финансово-экономических обоснований стоимости услуг оператора системы ЦОДов;
- аттестация программно-технических решений, используемых оператором и поставщиками облачных услуг, на соответствие установленным требованиям;
- учет размещаемых в системе центров обработки данных информационных ресурсов и систем, а также потребляемых ИТ-ресурсов;
- обеспечение функционирования ситуационного центра контроля и поддержки принятия решений СФР ЦОД.
Для выработку требований и методологий при переходе пользователей на использование системы центров обработки данных предполагается создание некоторого коллегиального органа с участием представителей организаций, переходящих на использование СФР ЦОД, который в том числе будет заниматься одобрением предельных тарифов на услуги оператора системы.
Из текста Концепции не очень понятно, насколько обязательным для государственных пользователей ИТ является переход в СФР ЦОД, но при этот зафиксировано то, что в случае реализации такого сценария федеральные органы исполнительной власти должны будут передать в Минкомсвязи соответствующие финансовые средства, выделенные им из федерального бюджета на создание, модернизацию и развитие государственных информационных ресурсов.
В приложении к Концепции имеется план ее реализации, который в частности, обязывает Минкомсвязи в декабре этого года представить в Правительство предложения по оператору СФР ЦОД, а уже через месяц после этого ввести сеть в промышленную эксплуатацию. К июню следующего года в рамках пилотного проекта в систему должны быть переведены информационные ресурсы не менее трех органов государственной власти
Хотя утверждение правительством конкретного плана дальнейшего перевода информационных систем и ресурсов пользователей в СФР ЦОД намечено только на декабрь 2016 г., основные вехи этого процесса определены уже сейчас. Так в