Про города, безопасные, умные и дружелюбные к людям, писали столь долго, усердно и много, что хочется попробовать подвести промежуточные итоги.
Новейшая история «Безопасного города» стартовала в начале 2014 г., когда была создана межведомственная комиссия. 3 декабря того же года вышло распоряжение правительства РФ №
Основной технический вектор развития АПК «Безопасный город» сегодня — интеграция модульной инфраструктуры в едином информационном пространстве, первоочередные цели — повышение качества жизни населения, обеспечение безопасности на транспорте, защита экологии.
Первые упоминания о «Безопасном городе» датированы где-то 2007 г. Когда он еще не был АПК, а был госпрограммой — на манер электронного правительства. Невзирая ни на что, разговор про безопасный город принято начинать всякий раз как бы заново, хотя его составляющие ингредиенты остались прежними. Поменялись лишь акценты.
Назад к истокам
Если вдуматься, то все, что относится к городу, должно быть безопасным.
Однако попытки органично вплести в «безопасные» разговоры темы, простирающиеся в диапазоне от службы 911 до оснащения карет скорой помощи космической навигацией, потеряли былой напор и убедительность. Поскольку сквозь проблемы межведомственной интеграции явственно просвечивает тема лоскутной автоматизации в контексте нынешних бюджетных ограничений.
Согласно многолетней традиции всякий очередной, но каждый раз новый разговор про «Безопасный город» принято начинать с видеонаблюдения — многоликой темы, ряд аспектов которой так и остался не освещенным, поскольку в свое время, на самом старте, был заслонен громкими событиями вроде скандала с массовой установкой в подъездах муляжей вместо видеокамер. Несколько затенившего тот факт, что даже в немуляжной своей ипостаси камеры эти пригодны, пожалуй, лишь для попыток распознать постоянных жильцов, но не новых действующих в подъезде персонажей.
Как бы то ни было, тему безопасного города в отечественном исполнении стало интересно изучать сегодня не вширь, а вглубь. Следуя новой моде, не будем пытаться отыскивать, что там еще в городе есть безопасного.
Попробуем зайти с другого конца. Вот то, с чего все началось — с видеонаблюдения. Пускай так. Пусть будет. Тоже, наверное, нужно.
Результаты-то какие? Они точно есть?
Столичный проект
Детские болезни московского проекта были преодолены путем аутсорсинга. Как и было решено еще в 2012 г. (постановление правительства Москвы от 07.02.2012 г. №
В качестве иных в принципе могут выступить ритейлеры, развернувшие у себя систему контроля, видеооператоры в школах и детсадах, коммунальщики, следящие за эксплуатацией лифтового хозяйства, банки, фирмы, а также метрополитен, Мосгортранс, департамент здравоохранения и многие другие.
Планируется, что все, кто сегодня строит системы наблюдения, тоже будут отдавать картинку в Единый центр хранения и обработки данных — ЕЦХД.
Домком поднимает веки
Кстати, доступ к ЕЦХД интересен активным гражданам, неравнодушным к состоянию своих подъездов и придомовых территорий. Хотя пока этому препятствует отсутствие четких норм в федеральном законодательстве. Между тем уже есть тестовые муниципальные проекты, позволяющие жильцам бесплатно смотреть картинку с камеры, интегрированной в домофон, на домашнем телевизоре.
Наверное, в каждом доме проживают всеподъездные активистки и прочие главные по дому, чей энтузиазм хочется помочь направить в безопасное для них и окружающих полезное русло, а именно на все, на что можно взглянуть в духе аут- или даже краудсорсинга, — ведь зарплату для всей этой армии наблюдателей не потянет ни один городской бюджет. О этом невольно размышляешь, сравнивая самовольно устанавливаемые всепогодные купольные камеры соседей, следящих за своими авто, с тем бесхитростно-копеечным устройством, что грустно смотрит куда-то в район почтовых ящиков.
Это особенно важно, поскольку «качественного решения для видеоаналитики мы пока не обнаружили. Тем более — городского масштаба. Если есть что — показывайте», — призвал разработчиков Александр Горбатько, заместитель руководителя департамента ИТ (ДИТ) Москвы в ходе недавнего ТБ-Форума.
Короче говоря, бабушки с предподъездных лавочек могут стать грозными конкурентами разработчикам решений по трассировке, всевозможным распознаваниям и прочим искусственным видеоинтеллектам. Стартапам типа «очередной убийца гугл» такое пока и не снилось. А зря. Ведь домохозяйки, безработные и пенсионеры, привлекшие венчурные инвестиции, могут стать для них в деле наблюдения особенно опасными.
Москва безопасная
В соответствии с поручением мэра Сергея Собянина от 27.04.2015 № 4-19-1487/5-7 и проектами готовящихся постановлений правительства Москвы город держит курс на максимально полезное использование уже созданной инфраструктуры.
Согласно протоколу совещания в августе прошлого года, московский проект АПК БГ поэтапно завершат к 2020 г., руководителем межведомственной группы назначен заммэра Петр Бирюков, главным конструктором — глава ДИТ Артем Ермолаев. Обращает внимание участие в процессе руководителя департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы Алексея Майорова. Последнее отличает «Безопасный город» словесного разлива 2007 г. от АПК БК-2016.
Помимо ЕЦХД безопасность населения мегаполиса обеспечивают автоматическая система пожарного мониторинга, комплексная система экстренного оповещения населения и др. Светофорами, информационными табло, парковками, ГЛОНАСС-диспетчеризацией общественного транспорта, мониторингом, видеофиксацией и пр. ведает ИТС — Интеллектуальная транспортная система. Причем распознавание регистрационных знаков (примерно 850 стационарных и разъездных АПК) курирует отдельный аналитический комплекс. Контур экологической безопасности порознь защищают АСКРО «Радон» (радиация), АСКАВ (химические выбросы), АСКЗА (чистота воздуха) и др.
Аналогичным образом построены другие «безопасные города» РФ. По каждому из них можно написать цикл познавательных статей про то, как и что стоит там на страже. При этом годовой бюджет всякого конкретного города запросто составит миллион-другой (а это зарплата для одного удовлетворительно работающего московского айтишника или опытного ИТ-аудитора, который из все тех же ингредиентов сложит умный, безопасный или еще какой только захотите город).
«Безопасный» опыт Москвы с поправкой на местную специфику и бюджет интересен регионам как своего рода пример. Получился же пример вот такой: столица сначала построила свои системы не по территориальному, а по отраслевому принципу. Потом задумалась об интеграции отдельных ведомственных ИС и совокупной стоимости их эксплуатации. О том, хорошо ли это, — науке не известно.
Безопасность на хозрасчете
Шифрация до уровня секретности объекта в совокупности с электронной подписью на серверах может сделать любой видеоматериал доказательной базой для суда, предполагает президент консорциума «Интегра-С» Владимир Куделькин, возглавляющий подкомитет ПК-125/ТК-22 национального ИТ-комитета. С другой стороны, «для создания АПК „Безопасный город“ нужны деньги. Решение „Безопасный перекресток“ (оно имеет около 500 внедрений) окупается за месяцы, а дальше — дают чистый доход», рассказал он.
Не менее примечательно то, что наиболее мощным источником пользователей для московского ЕЦХД являются не правоохранительные органы (3000), а органы исполнительной власти, коих «смотрит» в этот дата-центр более 10 тыс. Последних интересует преимущественно проза жизни — уборка мусора, вывоз снега, озеленение, парковка, качество уличного освещения, стройки. Однако это позволяет лучше контролировать расход бюджетных средств и смещает вектор развития АПК в сторону самоокупаемости. Слово хозрасчет явственно витает в воздухе, притом что само понятием «городская безопасность» стало тяготеть к простому смыслу: это когда по городу дети без опаски ходят в школу — например, как-то так.
Безопасный и самоокупаемый тренды идут сегодня рука об руку: с использованием EЦХД правоохранители раскрыли за прошлый год 1,7 тыс. преступлений, а службы благоустройства тем временем начислили штрафов — на 300 млн. руб.
«Я вас здесь не вижу»
Всего же с использованием выгруженных из ЕЦХД видеоданных в городе раскрывается до 80% преступлений — прежде всего краж и грабежей.
Это объяснимо, если учесть, что:
· отсутствие видеофиксации — это тоже полезная информация,
· оперативный просмотр камер близ места преступления прописан в регламенте московской полиции,
· качество содержательно-событийного видео оставляет желать лучшего, особенно ночью, когда видны только контуры, тени и опасные силуэты.
Также полиции не хватает видеоданных с перекрестков (где пролегают пути подъезда к месту преступления и отхода с него).
Полиция предлагает обязать интегрировать все виды камер с ЕЦХД в законодательном порядке и хранить там видео не 5, а 15 суток — что случайным (или нет) образом совпадает со стандартным временем задержания за административные нарушения.
Сегодня выгружать архивные данные могут 570 сотрудников МВД, общий доступ к ЕЦХД имеют 2,8 тыс. чел., успевших в прошлом году сделать порядка 25 млн. просмотров. Работа специализированного аналитического отдела в составе уголовного розыска, позволила раскрыть за год 167 преступлений, где видео использовалось как некое доказательство. Если посчитать, то получается, что это где-то 10% ото всех случаев, где использовались данные ЕЦХД.
Всего же в прошлом году при помощи ЕЦХД раскрыто на 300 преступлений больше, чем в
С 1 февраля в ЦАО открыли пилотный центр мониторинга видеоинформации. В соответствии с постановлением правительства Москвы от 29 сентября 2015 г. №
По нескольку проблемных районов подробно разбирают в мэрии еженедельно. «Если отдел ОВД активно работает с нелегальной миграцией, наркотиками и пр., то уровень доверия населения точно будет в позитивной, „зеленой“ зоне. Также можно отследить динамику просмотра видео правоохранительными органами, скажем, за последний месяц. Камеры не далее 80 м от места происшествия помечаются к просмотру автоматически. Если камеру никто не смотрел, то она подсвечена серым цветом. Представитель ГУВД или префектуры может говорить после этого что угодно. На любом совещании могу вывести на планшет конкретный район и сказать — я вас здесь не вижу», — поделился г-н Майоров.
Метрика доверия
Тепловая «раскраска» карт, фильтрация по параметрам, автоматический расчет очагов преступности и рейтингов аварийности, сопоставление обезличенных данных через табличные отчеты и картографические слои, аналитическое «проваливание» вглубь данных, составление списка камер, которые имеет смысл перевесить в другое место, прогнозы, мобильные приложения — все эти инструменты и способы приложения современной бизнес-аналитики (BI) давно известны. Если новость тут и есть, то разве в том, что они имеются в распоряжении московского правительства. Хотя этой «новости» уже где-то пара лет.
На фоне снижения аварийной обстановки скорость на московских дорогах за прошлый год выросла на 12%, сообщил г-н Майоров на ТБ-форуме. Социологические опросы, сопоставляемые со статистикой МВД, охватывают в год 15 тыс. жителей и гостей столицы. Мэрия деятельно контролирует пожары, происшествия на воде и прочие ЧП.
Сквозь мешанину таблиц, графиков и панорамных изображений все отчетливее проступают новые метрики, показывающие то, как именно жители воспринимают снижение количества ДТП на километр дорог или штук разбойных нападений в пересчете на квартал. То есть речь уже не про «Безопасный город», а про город действительно безопасный. Про те чисто уличные происшествия, с которыми может столкнуться, например, специалист по ITSM, засидевшийся на работе допоздна.
Пока наши власти делают упор на соцопросы, израильские мэры успели обзавестись муниципальными полицейскими, патрулирующими город в паре с полицейскими обычными. Главное отличие в том, что муниципальная полиция — активный участник повседневной жизни города, в котором с антисоциальными идеями борются уже на занятиях в начальной школе. А высокооплачиваемые программисты добровольно патрулируют свой городок на велосипедах , вступая во вразумительное общение с трудными подростками. Отметим, что похожие практики использует в нашей стране «Российский союз спасателей», в московском отделении которого состоит около 500 волонтеров.
Итак. Промежуточные итоги
Не многие знают, что, вывернув галоши наизнанку, можно сделать себе лабутены, пишет газета Metro. Пожалуй, верно и обратное. Оставив ИКТ-гламур на каблуках высоких технологий и заодно отказавшись от «несколько айтишного взгляда на вещи», можно добиться от всевозможных ведомственных АПК нечто подозрительно напоминающее полезный, практичный и вполне безопасный результат для людей. Кто сказал, что облака им не нужны? Вот же, как там его — ЕЦХД. Конкретная тема. И ведь действительно — работает.