За год, с июля 2015 г. по июнь 2016 г., в России в 5,5 раз возросло число несанкционированных снятий денежных средств со счетов держателей банковских карт через интернет-банкинг. На банковский фрод с использованием интернет-банкинга приходится 93% от убытков связанных с несанкционированным снятием.
При этом на кражу наличных, снятых из банкомата, приходится лишь 4% страховых случаев, а 3% — на утрату банковской карты, подсчитали эксперты «АльфаСтрахование», проанализировав статистику обращений по страховым случаям с банковскими картами, произошедшими с клиентами компании.
Управление банковскими счетами с использованием современных технологий через приложения в интернете, с компьютера или мобильного, широко используется многими финансовыми организациями и в первую очередь банками. Мошенники не стоят в стороне и тоже активно практикуют эти технологии в целях корыстного обогащения.
По мнению экспертов «АльфаСтрахование», основной причиной резкого возрастания числа убытков по несанкционированному снятию, связанной с интернет мошенничеством, является недостаточная осведомленность населения в части правильного использования новых интернет технологий.
Большое количество случаев несанкционированного снятия происходит по вине самих держателей карт, так как они сами предоставляют доступ третьим лицам к информации, предназначенной для личного пользования, не понимая, чем это может для них обернуться.
К тому же с каждым годом возраст держателей банковских карт растет, а их знания в области современных банковских технологий остаются на прежнем уровне. Зачастую этот уровень просто нулевой.
Пострадавшие охотно называют пароли в личные кабинеты и ПИН-коды, стоит только позвонившему представиться сотрудником банка, в котором у застрахованного открыт счет. Хотя в правилах по использованию банковских карт и памятках, которые выдают некоторые банки, указано, что ПИН-код нельзя называть никому, даже находясь в банке, не говоря уже о «сотруднике», звонящему по телефону. Чаще всего мошенники говорят, что они решают какую-либо внезапно возникшую проблему со счетом, либо переводом средств.
«Жертвами мошенников по несанкционированному снятию часто становятся доверчивые люди, в основном не сведущие в новых тенденциях компьютерных технологий и средствах связи, используемых банками для обслуживания клиентов. Число мужчин и женщин среди жертв мошенников приблизительно равно, — рассказала Ирина Карнаева, директор департамента страхования имущества физических лиц „АльфаСтрахование“. — Частные физические лица должны хорошо знать современные технологии, доверять им, но при этом быть осторожными и соблюдать все полученные от банка рекомендации. Безопасность прежде всего зависит от держателя карты».
«Россияне становятся жертвами несанкционированного снятия, когда для решения какой-либо проблемы, будь то приобретение товара или услуги, а иногда даже при устройстве на работу, у лиц, которые никогда не пользовались интернет-банкингом, мошенники просят открыть личный кабинет и завести карту. Далее мошенники просят логин и пароль для доступа к новой карте под предлогом перевода на нее денежных средств. Клиенты без каких-либо подозрений это делают, руководствуясь логикой, что банковская карта в этот момент пуста. При этом они не понимают, что, дав возможность входа в свой личный кабинет, они предоставили доступ ко всем своим счетам, и мошенники этим, конечно, непременно воспользуются», — добавила Ирина Карнаева.