ИТ-директора могут повысить отдачу от инвестиций в облако, разработав и внедрив план действий на случай изменений в структуре и процессах организации в связи с переходом на облако.
Многие ИТ-директора помогают своим компаниям уйти от существующих систем старого образца и переключиться на облачные технологии. Это позволяет компании получить широкий спектр преимуществ в ИТ-инфраструктуре, как-то: повышенная гибкость, масштабируемость, благодаря которой удается обслужить растущий уровень запросов, более надежный уровень внутренней безопасности и более быстрое развертывание самой инфраструктуры. Благодаря этим преимуществам ИТ-отдел быстрее реагирует на меняющиеся потребности, связанные с внутренними инициативами в бизнесе, а коммерческим отделам, в свою очередь, становится проще пользоваться ИТ-ресурсами.
Три типа облачных моделей — частное, публичное и гибридное облако — различаются в зависимости от того, кто отвечает за хостинг и операционную поддержку инфраструктуры. Схема, при которой организация пользуется инфраструктурой как сервисом (IaaS) в условиях частного облака, позволяет ей придерживаться собственных требований к безопасности и комплаенс, так как данные хранятся на серверах самого предприятия и соответствуют нормативным требованиям к управлению и хранению данных.
При такой модели совместное пользование ресурсами инфраструктуры и их динамическое выделение позволяют разместить все оборудование на меньшей площади и предоставлять нужные услуги оперативнее, чем в случае с традиционными изолированными аппаратными средами. Однако такая модель стоит дороже, чем публичное облако, так как организация является собственником такой инфраструктуры и выполняет на ней свои повседневные операции.
Несмотря на то что часто идеальной оказывается модель гибридного облака, при которой используется комбинация публичных коммерческих и частных облачных компонентов исходя из конкретных случаев применения и потребностей в масштабировании, модель частного облака зачастую представляет собой неплохую стартовую площадку для предприятий, так как обеспечивает более высокий уровень контроля и безопасности. Чтобы успешно провести миграцию в частное облако, ИТ-директор должен выработать четкий план действий, чтобы преодолеть распространенные препятствия, возникающие по ходу миграции, и привлечь к этому процессу всех заинтересованных лиц.
Переход на частное облако требует основательного планирования, ведь при этом ИТ-отдел компании должен превратиться из структуры, постоянно расходующей средства, в поставщика услуг для всех подразделений бизнеса. Такая метаморфоза требует принципиально новой ИТ-структуры и набора эксплуатационных навыков, так как во всей организации должны смениться установки в сторону ориентировки на услуги.
Как это часто бывает при реализации трансформационных проектов, тремя главными факторами успешного внедрения облака здесь выступают люди, процессы и технологии. При этом меньше всего затруднений возникнет при реализации технологий, а вот люди и процессы по-настоящему решают судьбу инвестиций в облако.
Новый взгляд на модель поставки ИТ-услуг
Чтобы приступить к изменениям, ИТ-директор должен заново изобрести модели поставки услуг в организации, подвергнув преобразованиям процессы, обязанности и правила, используемые при оказании ИТ-услуг всей компании. Первым шагом должно стать создание документа с перечислением принципов IaaS-услуг, описывающего, что конкретно может предложить облако. В него должен войти список облачных сервисов, типов и объемов ресурсов (вычисления малых, средних и больших объемов, а также размер инфраструктуры хранения данных), которые может запросить бизнес-группа, плюс различные варианты сервисных пакетов.
Характеристики сервисных пакетов настраиваются исходя из сферы деятельности организации и ее критических нужд. Например, в условиях лечебного учреждения жизненно важно, чтобы наиболее критические приложения продолжали работать даже при отключении сети ввиду возможных ситуаций, в которых пациент находится на грани жизни и смерти. В данном случае понадобится сервисный пакет премиум-класса, с гарантией более высокой отказоустойчивости (например, с коэффициентом доступности сервиса в 99,999% и включенной опцией аварийного восстановления), выделенными, а не коллективно используемыми, ресурсами и более высокой частотой доступа по сравнению с приложениями, от которых не зависит жизнь человека.
Помимо описания предлагаемых облачных продуктов, ИТ-директор должен выработать модель контроля над работой облака, которую ИТ-отдел будет ежемесячно анализировать. Эта модель должна включать в себя принципы выделения ресурсов для каждого региона или подразделения, протоколы принятия решений о закупках для облачной инфраструктуры (когда, сколько, у какого поставщика, какую технологию и пр.), а также план действий на случай каких-либо изменений.
Так как во многих организациях некоторые или даже все компоненты, необходимые для реализации облака, закупают на стороне, то поддержание хорошо отработанной, четкой модели контроля над облаком обеспечит его соответствие политике организации и своевременные изменения в методах эксплуатации облачной среды. Модель контроля за облаком нужно внедрить параллельно с внедрением самих технологий либо сразу же после них.
Адаптация к новой структуре затрат
Многие компании сталкиваются с трудностями при переходе на новую структуру затрат облачной среды, потому что на покупку их предыдущей инфраструктуры, скорее всего, средства были выделены заранее, исходя из индивидуальных потребностей в вычислительной мощности или объемах хранения данных для каждого отдела или конкретного приложения. Поэтому представители этих отделов часто думают, что эксплуатационные расходы на оборудование, необходимое для работы таких приложений, нулевые: они не понимают, что за эти расходы придется отвечать именно им, и ведут себя подобным образом даже тогда, когда всплески в потреблении требуют увеличения места на диске, затрат электроэнергии или усиления охлаждения серверов.
Однако облачные технологии обусловливают перемены в схеме оплаты ресурсов инфраструктуры, так как эти ресурсы теперь предоставляются в режиме сервиса, на основе фактического потребления с учетом всех облачных серверов, хранилищ данных и сетевых ресурсов. Финансовые специалисты ИТ-отдела должны помочь отыскать оптимальный способ изменить политику ИТ-закупок и платежей в направлении нового процесса взимания оплаты за услуги.
Одной из трудностей, с которыми сопряжен этот процесс, является переход на модель взаиморасчетов между подразделениями предприятия (chargeback), при котором плата с пользователей приложения и членов конкретного подразделения взимается в соответствии с объемом и типом израсходованных облачных ресурсов. ИТ-директору следует начать с модели прозрачной внутрифирменной ведомости (showback), демонстрирующей корпоративным пользователям прогноз расходов на ИТ-ресурсы в облачной среде, основываясь на степени использования и рабочих характеристиках каждого типа ресурсов. Метод внутрифирменной ведомости помогает организациям постепенно принять модель взаиморасчетов и наладить отчетность по затратам.
Как подавить сопротивление персонала и заручиться поддержкой отдела безопасности
Зачастую компании сталкиваются с трудностями в плане сопротивления со стороны собственных сотрудников, однако пользователи устаревшего ПО и первые лица ИТ-отдела должны проявить добрую волю в отношении перемен, необходимых для успешной реализации корпоративного облака. Одно из труднейших решений для ИТ-директора часто связано с тем, что нужно либо переучить существующий персонал эксплуатационной поддержки, либо полностью его заменить.
Как правило, предпочтительным является вариант с переобучением, но для его проведения, возможно, понадобится сменить образ мышления и установки — ведь придется перейти от работы с устаревшей системой к работе в частном облаке. Конвергентность носителей данных, серверов и сети в единой системе требует от персонала умения обращаться со всеми тремя компонентами, поэтому различные коллективы, ответственные за эксплуатацию и внедрение информационных технологий, должны будут сотрудничать между собой, а не работать в изолированном режиме.
Также перед развертыванием частного облака в обязательном порядке нужно добиться поддержки от отдела безопасности, так как именно этот отдел часто предпочитает избегать рисков, когда имеет дело с новыми технологиями. Отдел безопасности обязан проследить за тем, чтобы переход на новые облачные технологии не поставил под удар всю организацию.
ИТ-директор должен оценить, насколько сотрудники безопасности и управления рисками компетентны в вопросах облаков, и решить, нужно ли их дополнительно обучать или нанять новых сотрудников безопасности, отлично разбирающихся в облачных технологиях. Они должны владеть знаниями о безопасности виртуализированных сетей и уметь вырабатывать правила для различных уровней безопасности, связанных с конкретным типом ИТ-инфраструктуры в облаке. Такие меры жизненно важны для минимизации проблем с безопасностью облака до начала его реализации.
Облачные технологии сулят массу преимуществ, но их внедрение сопряжено с определенными трудностями. Один из лучших способов справиться с этими трудностями — начать с построения частного облака с возможностью расширения в публичное облако для определенных ИТ-функций и приложений, в соответствии с требованиями руководства и отдела безопасности.
ИТ-директора могут повысить отдачу от своих инвестиций в облако и свести к минимуму риски — для этого нужно выделить время на разработку и внедрение плана действий на случай изменений в структуре и процессах организации в связи с переходом на облако. Такой подход дает возможность ИТ-директорам привнести в работу своих организаций скорость и гибкость, свойственную облачной инфраструктуре, и в то же время уклониться от распространенных сопутствующих проблем.